Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
2019 год в России объявлен годом Театра, поэтому мы бы хотели побольше рассказать о нашем театре, его истории, становлении и развитии и продолжаем рубрику «Спектакли из прошлого». Сегодня о развитии театра в Тюмени в 1927 -1932-х годах.

В 1927 году в Камерном театре было введено в практику чтение перед спектаклем «рефератов», в которых объяснялись смысл пьесы и ее идейная сущность. Под еще более жестким контролем партийно-советских органов оказалась работа Камерного театра после того, как в мае 1928 года при агитпропе ЦК ВКП (б) состоялось совещание по вопросам театральной политики.

В принятой резолюции, в частности, говорилось, что необходима борьба «с низким уровнем провинциального репертуара», объясняемым «отсутствием планового руководства репертуаром, социальной разношёрстностью зрителей и давлением мещанства….недостаточно выдержанным подбором артистических трупп. Следуя этой резолюции, Тюменский горком партии организовал обсуждение работы тюменского театра сначала в местной печати, а затем – в сентябре – на специальном партийном совещании.

Сентябрьское совещание в числе прочих мер предусмотрело создание при Камерном театре художественного совета – своеобразного цензурного комитета.

В зимний сезон в театре выступал труппа артистов драмы и комедии в составе 28 человек под управлением Л.М. Эльстона, в течение нескольких лет работавшая в ряде крупных рабочих центров Урала, в частности, в знаменитой Мотовилихе. Директор управления зрелищных предприятий Тюмени П.А.Губин заверил корреспондента «Красного знамени» (2 октября 1928 года), что «репертуар театральных постановок будет по возможности строго выдержан», с целью привлечения рабочего зрителя.

Репертуар труппы Эльстона включал в себя много произведений современных драматургов: «Рельсы гудят» З. Киршона, «Разлом» Б.Лавренева, «Мятеж» Д. Фурманова, пьесы Луначарского, «Мандат» Н.Р.Эрдмана.

Последняя пьеса не оставила равнодушными зрителей, несмотря на то, что роль Павла Гулячкина, одного из тех, чьи мозги «нового режима не выдерживают», была исполнена плохо. Замечательный язык Эрдмана, остросатирические коллизии с интересом воспринимались публикой. Одобрительно приняла пресса спектакль «Рельсы гудят». Это была принципиально новая пьеса, правда, не обладающая большими художественными достоинствами. Действие в ней происходило непосредственно на производственном участке, в цехе паровозостроительного завода. Зрителю преподнесли идеальный образ «красного директора» Василия Новикова, выходца из рабочей среды сумевшего стать руководителем нового социалистического предприятия.

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.