О театре

О театре

Появление профессионального театра в Тюмени, обычно, относят к 1890 году, богатый тюменский купец Андрей Текутьев организовал собственный частный театр, однако, следует отметить, что как таковой стационарный театр все же в городе был, и содержался он на средства городской управы еще в 1878 году. Именно в этом году стала работать в городе профессиональная театральная труппа антрепренера Спиридона Гавриловича Бабош-Королева, который имел собственный деревянный театр-балаган на Крестовской ярмарке под Шадринском. 

Собственно, для того, чтобы Тюмень начала гордиться собственным профессиональным театром, ей не хватало постоянного здания для этого театра. Поэтому купец первой гильдии Андрей Иванович Текутьев решил перестроить один из собственных домов для того, чтобы на сцене нового театра играли разные профессиональные труппы. Он содержал частный театр в течение 26 лет, регулярно отстраивая его заново, совершенствуя и усложняя театральную машинерию. Последние предреволюционные годы Тюмени не были отмечены яркими театральными событиями, так как в текутьевский театр приезжали случайные труппы, не дававшие зрителю возможности насладиться серьезным репертуаром, и в 1916 году, перед самой смертью, Текутьев сдал театр П.П. Медведеву. 

В 1919 году театр сменил свой статус – стал государственным учреждением. Постоянной труппы в то время в театре не было. В конце сезона игравшая труппа распускалась и на предстоящий сезон набиралась новая, в среднем состояла из 30 человек. Как правило, актеры не имели специального образования. В 1920 году при театре начала работать студия сценического искусства. Осенью 1922 года в театре произошел пожар, и от его здания остались только обгоревшие развалины, не удалось спасти ни декораций, ни оборудования. Только в 1924 году решением местных властей был организован новый театр, который был назван Камерным – в здании бывшего кинотеатра «Победа». Здание было небольшим, но театру быстро удалось обновить мебель и декорации, и за 10 лет существования в его стенах сменилось 11 трупп. Практически ежегодно менялось руководство театра. В горсовете, на страницах местной печати регулярно ставился вопрос о строительстве нового здания зимнего театра и увеличении средств, выделяемых на его нужды. Однако, на строительство нового здания для театра средств не было. Было принято решение отдать под него здание бывших соляных купеческих складов на улице Герцена, также нуждавшееся в реконструкции. Только в начале 1935 года было, наконец, открыто новое здание театра, и театр сменил имя, став с этого года Тюменским государственным драматическим театром имени 17-й годовщины Рабоче-крестьянской Красной Армии. 

В 1939 года началась практика «стационирования» советских театров, и в Тюменском театре стали принимать актеров и режиссеров на постоянную работу в штат. В 1944 году Тюменский театр получил звание областного и его труппа состояла из 32 человек, из них только 15 родились в XX веке, и лишь четверо были моложе 30 лет. 

В 1961 году у Тюменского областного драматического театра появился новый главный режиссер – Евгений Анатольевич Плавинский. Он занимал эту должность более 20 лет. Период, когда этот замечательный человек, заслуженный деятель искусств Российской Федерации был художественным руководителем театра, стал временем высокого взлета Тюменской драмы, ее расцвета. При Плавинском ставили спектакли многие люди, приверженные различным стилям, приемам, режиссерским почеркам. 

В 1985 году в облдраму пришел новый главный режиссер – Александр Михайлович Цодиков. Некоторые тюменские театралы называют пять с половиной лет его работы в Тюмени «золотым периодом» театра. Руководство театра в 90-х годах сознательно отказалось от серьезного репертуара, решив сосредоточиться в основном на комедиях, поскольку люди шли на спектакли, чтобы, главным образом, «отдохнуть от проблем». Однако, труппа Тюменского театра бедствовала. Многие актеры сидели без ролей месяцами. 

В течение 1992–1994 годов театр остался без главного режиссера, а для постановки спектаклей приглашали временных режиссеров. Затем в театр на должность главного режиссера был приглашен Алексей Ларичев. «С приходом Ларичева в жизни Тюменской драмы начался новый период, связанный с новой драматургией, новым режиссёрским почерком, сценографией, пластикой. Спектакли второй половины 1990-х начала 2000-х имели невероятный успех у зрителей всех поколений тюменцев. Тогда же в труппе появился новый главный художник – Алексей Николаевич Паненков, и балетмейстер Эдуард Григорьевич Соболь». Театр стал активно ездить с гастролями, и руководство театра начало укреплять связи с отечественными и зарубежными театрами, а также учредило в 1998 году театральный фестиваль-конкурс «Золотой конек». В 2008 году театр переезжает во вновь построенное здание.



Со 2 марта 2011 года начинается новая эпоха Тюменского драматического театра, с назначением нового руководителя – ведущего артиста театра Сергея Осинцева.


Сегодня Тюменский Большой драматический театр следует концепции развития, направленной на сохранение и возрождение лучших традиций русского репертуарного театра, укрепление национальной культуры в целом и театрального искусства, в частности. Тюменский Большой драматический театр принял участие в крупных российских и международных театральных фестивалях, конкурсах, получил высокую оценку своей деятельности от ведущих театральных критиков страны. Театр признан «самым большим драматическим театром России» и теперь по праву именуется «Большим» (по площади театрального здания). Благодаря тонко сформированной, талантливой труппе, активной внешней политике театра и работе отдела маркетинга, Тюменский драматический театр принял участие в ряде крупных театральных фестивалей, конкурсов, получил высокую оценку своей деятельности от ведущих театральных критиков страны и по праву стал одним из самых успешных учреждений профессионального искусства России.


Тюменский драматический театр ежегодно принимает участие в российских и международных театральных форумах, конкурсах, фестивалях:

— Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-сибирский Транзит» (Новосибирск, 2012, 2014, 2018, 2021).

— Российский национальный фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург, 2013).

— Международный театральный фестиваль «Золотой Витязь» (Москва, 2013).

— Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи» (Липецк, 2013, 2015, 2016, 2019).

— V Международный театральный фестиваль «ArtОкраина» (Санкт-Петербург, 2014).

— III Всероссийский «Такой фестиваль» (Санкт-Петербург, 2014).

— XII театральный фестиваль «Снежность» (Челябинск, 2014).

— II Всероссийский театральный фестиваль «MONOfest» (Пермь, 2015).

— XII Международный театральный фестиваль – конкурс «Камерата» (Челябинск, 2015).

— Монодрама «Крейцерова соната» по повести Л.Н. Толстого впервые в истории Тюменского театра вошла в Long List Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2015).

— Всероссийский театральный фестиваль им. М. Горького (Нижний Новгород, 2015).

— II Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина (Барнаул, 2016).

— XXIII Пушкинский театральный фестиваль (Псков, 2016).

— XXII Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» (Брянск, 2016).

— С 2016 по 2018, три года подряд, Тюменский драматический театр лидировал в рейтинге проекта газеты «Коммерсантъ» «Твердые знаки». В 2016 театр занял второе место среди учреждений культуры Тюменской области, а в 2017 и 2018 году награжден дипломом за первое место в номинации «Культура».

— XIII Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А.М. Володина (Санкт-Петербург, 2017).

— Спектакль «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А.М. Володина вошел в Long List Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2017).

— Тюменский драматический театр в 2018 году, единственный из всех театров региона и за всю историю театрального искусства в Тюмени был выдвинут жюри на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти номинациях со спектаклем «Молодость» (2018).

— Премия 2GIS – Первое место в номинации «Театры и Музеи» (2018).

— Участие в международном театральном фестивале «Белая вежа» со спектаклем «Анна Франк» (Брест, 2019).

— Участие в первом Уральском фестивале лучших спектаклей (Екатеринбург, 2019).

— Участие в Пушкинском онлайн-фестивале (Псков, 2020).

— Спектакль «Иванов» по пьесе А.П. Чехова вошел в Long List Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2020).

— Лауреат «Международного Большого детского фестиваля» – лучший музыкальный спектакль для детей (Москва, 2021).

— Золотой диплом Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» – спектакль «Новеченто. (1900-й)» (Москва 2021)

— Лауреат Российской национальной премии «Золотая Маска» за мюзикл «Семейка Аддамс» (9 номинаций и специальный приз жюри) (2021).

— Артисты театра Кутьмин С.П., Махнева Е.Е., Тихонов А.В., Козлова Е.А. являются Лауреатами Гранта Правительства Тюменской области «За высокие достижения в театральном искусстве Тюменской области».


Тюменский драматический театр принимает участие в конкурсе театральных грантов Правительства Тюменской области:

— Спектакль «С любимыми не расставайтесь» (2017).

— Спектакль «Кадриль» (2019).

Спектакль «Новеченто (1900-й)» (2020).

— Спектакль «Прощание в июне» (2021).

 Спектакль «Каренин» (2022).


В период с 2011 по 2021 год было выпущено 65 новых спектаклей, которые стали гордостью нашего театра. Только за первые три года новой управленческой командой театра было выпущено 27 премьер. Наряду с классикой мировой драматургии (произведениями Шекспира, Островского, Гоголя), в афише театра новаторские постановки современных российских и западных пьес. Все эти заслуги и победы неразрывно связаны с правильной творческой и финансовой политикой его руководителя Сергея Осинцева и его команды.   

Улучшились условия труда, повысился художественный уровень спектаклей, активизировалась творческая деятельность театра, увеличилась посещаемость, театр получил подлинное признание зрителей. 

С 2011 года объем привлекаемых театром денежных средств от основной деятельности вырос в 4,5 раза. Сегодня на один вложенный государством рубль Тюменский БДТ привлекает 1,5 рубля – это один из самых высоких показателей среди Российских драматических театров.  

Заполняемость зрительных залов выросла в 2 раза. 

Сейчас театр стабильно от 4 до 6 спектаклей в сезон приглашая различных режиссеров на постановки; активно гастролирует; участвует в региональных,  российских и международных фестивалях, где неоднократно становился лауреатом. Театр знают за пределами региона и не только за счет уникальной системы маркетинга, но и благодаря отзывам о работе театра в ведущих специализированных театральных изданиях. Театр занимает ведущее место в городской культурной жизни, имеет свое лицо и самостоятельное художественное направление.

Одним из важнейших направлений деятельности является культурный обмен между регионами. 2012–2014 – Гастрольный проекте «Театральный перевал»: Томск, Кемерово, Новокузнецк при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры Тюменской области. Театр регулярно участвует в проекте «Большие гастроли» при поддержке Министерства культуры РФ в городах Екатеринбург и Ижевск, гастроли Тюменского драматического театра в  городах Магнитогорск, Санкт-Петербург, Псков, Екатеринбург, Челябинск, Улан-Удэ, Пермь, Сургут, Ханты-Мансийск, Салехард, Омск.

Неоценимый вклад оказывает театр для жителей Тюменской области, регулярно участвуя во многих мероприятиях, которые являются очень важными и значимыми для жизни региона. Коллектив театра постоянно показывает большое количество благотворительных концертов и спектаклей для детей с ограниченными возможностями и для социально незащищенных слоев населения. 

Театр увеличил свою финансовую составляющую от продажи билетов, привлек в зрительный зал молодежь. Дал жизнь десятку проектов которые раскрывают театр с различных сторон и вызывают неподдельный интерес не только зрителей но и профессионального сообщества.  

Уникальные авторские экскурсии «Театр изнутри» пользуются огромным спросом среди любителей театра и билетов на них практически не достать.  

Кулинарный проект «Кушать подано» вообще не имеет аналогов в мире. Зрители имеют возможность  не только смотреть любимые спектакли, но и попробовать блюда упоминаемые в пьесах и пообщается с исполнителями ролей в неформальной обстановке.  

Уже который год традиционная акция «Открытие театральных касс» собирает тысячи желающих купить билеты на спектакли на 3–4 месяца вперед, по специальным ценам, а  визуальные образы в рекламной кампании театра заставляют зрителей коллекционировать программки, буклеты и летучки театра.  

ТБДТ активно привлекает к сотрудничеству бизнес сообщество региона. «Тюменский деловой клуб» ежегодно вручает премии актерам и лучшим спектаклям. Бизнесмены регулярно обращаются к театру за поддержкой их творческих инициатив. 

Ежегодные мероприятия по открытию и закрытию театрального сезона которые организовывает ТБДТ уже становятся доброй традицией и желанны зрителями. Продвижение спектаклей «Испанская баллада», «Восемь женщин», «Тартюф», «Семейка Аддамс» стали примером выверенной и слаженной работы творческого коллектива и «отдела притяжения» – именно так называется теперь отдел маркетинга и рекламы в ТБДТ.


В 2022 году Тюменский БДТ стал первым золотомасочным театром Тюменской области, получив высшую премию театрального искусства России «Золотую маску» за мюзикл «Семейка Аддамс»!

Тюменский БДТ имеет 4 сцены: основная – Большая сцена, Малая сцена, Сцена «Молодость» на пятом этаже и Сцена «АРТ-кафе ТБДТ». Одновременно театр может принять более 1000 зрителей.

Сегодня Тюменский БДТ является одним из ведущих театральных коллективов России. Профессионально сбалансированная и подготовленная труппа готова выполнять любые творческие задачи на благо пропаганды и развития Российского репертуарного театра, сохраняя его опыт, славу и традиции. 




Фото: