+7 (3452) 68-77-77

О театре



Появление профессионального театра в Тюмени, обычно, относят к 1890 году, богатый тюменский купец Андрей Текутьев организовал собственный частный театр, однако, следует отметить, что как таковой стационарный театр все же в городе был, и содержался он на средства городской управы еще в 1878 году. Именно в этом году стала работать в городе профессиональная театральная труппа антрепренера Спиридона Гавриловича Бабош-Королева, который имел собственный деревянный театр-балаган на Крестовской ярмарке под Шадринском.

Собственно, для того, чтобы Тюмень начала гордиться собственным профессиональным театром, ей не хватало постоянного здания для этого театра. Поэтому купец первой гильдии Андрей Иванович Текутьев решил перестроить один из собственных домов для того, чтобы на сцене нового театра играли разные профессиональные труппы. Он содержал частный театр в течение 26 лет, регулярно отстраивая его заново, совершенствуя и усложняя театральную машинерию.
Последние предреволюционные годы Тюмени не были отмечены яркими театральными событиями, так как в текутьевский театр приезжали случайные труппы, не дававшие зрителю возможности насладиться серьезным репертуаром, и в 1916 году, перед самой смертью, Текутьев сдал театр П.П. Медведеву.
В 1919 году театр сменил свой статус – стал государственным учреждением. Постоянной труппы в то время в театре не было. В конце сезона игравшая труппа распускалась и на предстоящий сезон набиралась новая, в среднем состояла из 30 человек. Как правило, актеры не имели специального образования. В 1920 году при театре начала работать студия сценического искусства.
Осенью 1922 года в театре произошел пожар, и от его здания остались только обгоревшие развалины, не удалось спасти ни декораций, ни оборудования. Только в 1924 году решением местных властей был организован новый театр, который был назван Камерным – в здании бывшего кинотеатра «Победа». Здание было небольшим, но театру быстро удалось обновить мебель и декорации, и за 10 лет существования в его стенах сменилось 11 трупп. Практически ежегодно менялось руководство театра. В горсовете, на страницах местной печати регулярно ставился вопрос о строительстве нового здания зимнего театра и увеличении средств, выделяемых на его нужды.
Однако, на строительство нового здания для театра средств не было. Было принято решение отдать под него здание бывших соляных купеческих складов на улице Герцена, также нуждавшееся в реконструкции. Только в начале 1935 года было, наконец, открыто новое здание театра, и театр сменил имя, став с этого года Тюменским государственным драматическим театром имени 17-й годовщины Рабоче-крестьянской Красной Армии.
В 1939 года началась практика «стационирования» советских театров, и в Тюменском театре стали принимать актеров и режиссеров на постоянную работу в штат.
В 1944 году Тюменский театр получил звание областного и его труппа состояла из 32 человек, из них только 15 родились в XX веке, и лишь четверо были моложе 30 лет.
В 1961 году у Тюменского областного драматического театра появился новый главный режиссер – Евгений Анатольевич Плавинский. Он занимал эту должность более 20 лет. Период, когда этот замечательный человек, заслуженный деятель искусств Российской Федерации был художественным руководителем театра, стал временем высокого взлета Тюменской драмы, ее расцвета. При Плавинском ставили спектакли многие люди, приверженные различным стилям, приемам, режиссерским почеркам.
В 1985 году в облдраму пришел новый главный режиссер – Александр Михайлович Цодиков. Некоторые тюменские театралы называют пять с половиной лет его работы в Тюмени «золотым периодом» театра.
Руководство театра в 90-х годах сознательно отказалось от серьезного репертуара, решив сосредоточиться в основном на комедиях, поскольку люди шли на спектакли, чтобы, главным образом, «отдохнуть от проблем». Однако, труппа Тюменского театра бедствовала. Многие актеры сидели без ролей месяцами. В течение 1992- 1994 годов театр остался без главного режиссера, а для постановки спектаклей приглашали временных режиссеров. Затем в театр на должность главного режиссера был приглашен Алексей Ларичев.
«С приходом Ларичева в жизни Тюменской драмы начался новый период, связанный с новой драматургией, новым режиссёрским почерком, сценографией, пластикой. Спектакли второй половины 1990-х начала 2000-х имели невероятный успех у зрителей всех поколений тюменцев.Тогда же в труппе появился новый главный художник - Алексей Николаевич Паненков, и балетмейстер Эдуард Григорьевич Соболь." Театр стал активно ездить с гастролями, и руководство театра начало укреплять связи с отечественными и зарубежными театрами, а также учредило в 1998 году театральный фестиваль-конкурс «Золотой конек».
Но, постепенно развивается конфликт художественного руководителя и директора театра. В итоге в 2008 году театр переезжает во вновь построенное здание без главного режиссера.

Со 2 марта 2011 года начинается новая эпоха Тюменского драматического театра, с назначением нового руководителя - ведущего артиста театра Сергея Осинцева.
Сегодня Тюменский театр следует концепции развития, направленной на комплексное решение всех проблем его деятельности - это сохранение и возрождение лучших традиций русского репертуарного театра, укрепление национальной культуры в целом и театрального искусства, в частности. Тюменский драматический театр принял участие в крупных театральных фестивалях, конкурсах, получил высокую оценку своей деятельности от ведущих театральных критиков страны. Театр признан «самым большим драматическим театром России» и теперь по праву именуется «Большим» (по площади театрального здания).
Театр занялся агрессивным пиаром. Сменил стиль рекламных материалов. Создал новой образ театра. Но все это делалось не просто по наитию, а через целенаправленное изучение аудитории. В данном случае дирекции удалось сохранить прежнюю публику и завоевать новую, способную воспринять эксперименты.

В управлении Театром отсутствует должность главного режиссера. Театр выбрал вариант работы, при котором приглашаются востребованные режиссеры на разовые постановки. Это оказалось гораздо более выгодно как с экономической, так и с творческой точек зрения. Исходя из оценки работы театра профессиональными экспертами-критиками, зрителями и самими актерами, а также с позиции исторического развития Тюменского драматического театра, выбранный путь на данном этапе себя оправдывает.
На 2018 год труппа Тюменского драматического театра насчитывает 44 человека.

Фотогалерея