+7 (3452) 68-77-77
04.12.2018

Театральное интервью.Сергей Скобелев: "Спасибо режиссеру, что дал возможность молчать на сцене"

31 октября определились номинанты Российской Национальной театральной премии. Тюменский Большой драматический театр номинирован со спектаклем «Молодость» в пяти номинациях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» (Данил Чащин), «Женская роль» (Кристина Тихонова), «Работа художника» (Дмитрий Горбас), «Мужская роль» (Сергей Скобелев). В связи с этим событием мы встретились с ведущим актером Тюменского драмтеатра Сергеем Скобелевым и задали вопросы о предстоящей номинации.

Определены номинанты на премию Золотая маска 2017 -2018. Тюменский драматический театр номинирован в пяти номинациях. Как Вы на это отреагировали?

Полная неожиданность! Абсолютная неожиданность! Больше никак это не объяснить. В этом году состоялась постановка этого спектакля, уже понятно было, что спектакль заслуживает внимания не только тюменской публики, но и важных театральных экспертов. Летом, в июне, при просмотре экспертами и критиками, после обсуждения спектакля, было понятно, что их заинтересовало и скорей всего, номинация будет. До объявления мы не могли точно это знать. Лично я предполагал, что мы можем быть номинированы. Мне казалось, что этот спектакль достоин хотя бы съездить на «Маску». И чудо случилось! Нам дали целых пять номинаций!

Личная номинация на лучшую мужскую роль. Номинированы именно Вы? Было ли это для Вас неожиданностью?

Про свою личную номинацию я и думать не думал. Не думал, что эта роль - взгляд режиссера, наш совместный взгляд на этого персонажа - так затронет критиков и экспертов! Я даже и не допускал мысли, если честно. Я помню этот момент: 31 октября. Мы вернулись с гастролей из Улан-удэ. У нас начался финальный процесс спектакля «Призраки». Ребята наши сидели и ждали новости из Москвы, когда выложат результаты на сайт. Я вышел со сцены, и ребята на меня налетели в темноте за кулисами, целая толпа на меня навалилась: «Поздравляем!!! Мы едем на «Маску» !!! Нас взяли!!!». Потом громкий шепот, взрыв шепота: «ТЕБЯ поздравляем!» - Спасибо, спасибо! - Нет! Мы ТЕБЯ! поздравляем! - В смысле? С чем? - У тебя личная номинация!!! - Как ??? …» . Осознание пришло позже. В этот момент репетиция шла, голова была занята другим материалом. Понимание происходящего приходило до самого вечера. На самом деле, когда остаешься сам с собой, думаешь о том, что, в принципе, черт возьми, это достижение на самом деле! Для профессионального и провинциального актера – это большое достижение, тем более, когда в современном мире театра появились сложности со званиями. Больше внимания уделяли театру особенно в советские года, там было проще, там актер был богом, а сейчас, когда актерами считаются КВНщики, любого теперь называют актером, кто снялся в рекламе, даже Ольга Бузова у нас актриса, поэтому идет большое выхолащивание в профессии. И мы-то здесь занимаемся, в основном, настоящим! Нам так хочется верить, что мы занимаемся настоящей профессией, мы ИГРАЕМ в спектаклях! Настоящий актер, как говорят многие, в том числе, признанные актёры, такие как Машков, «актера можно увидеть только в театре, не в кино, не в сериалах. Меньшиков: «Если ты только снимаешься в кино и не играешь в театре, ты по-настоящему можешь потерять профессию».

Что для Вас значит эта номинация?

Я стремился. Не могу сказать, что цель, как на тренинге, была - одну ступеньку пройти - 1миллион долларов заработать, пройти потом следующую - миллиард долларов (смеется). Нет, этого не было никогда. Просто, получив очередную работу, очередную роль, пытался честно это выполнить. Сделать эту роль. Все. А то, что мы и думать много лет назад не думали, что может быть такой этап как «Золотая маска», - это точно! Поездка на «Золотую маску», пять! номинаций, личная номинация! Такое выпадает не всем. Наш ТБДТ впервые в номинации, значит в историю уже вошли. Остановишься, задумаешься, что это великая веха в истории Тюменского театра! «Золотой маске» 25 лет в этом году. 25 лет не было даже намека попасть в номинацию, в лонг-лист только входили. И то это было в новейшей истории, как туда театр попал. Это здорово. По сути, я первый номинант в мужской роли. Мы вписаны в историю. Сейчас главное не «забронзоветь».

В списке номинантов также Максим Аверин (Москва), Андрей Бурковский (Москва), Алексей Агранович (Москва). Как Вы оцениваете свои шансы?

Конкурентов я изучил (смеется). Знаю, что там Максим Аверин, Андрей Бурковский. Андрей - КВНщик, боюсь, что он мой главный конкурент. У него тоже сейчас происходит яркая полоса в жизни. Он уже много лет светится везде, даже в «Тоболе» снялся (улыбается). Никаких ожиданий! Гоню от себя мысли и прогнозы. Наша главная задача - съездить в Москву и достойно, и в очередной раз говорю честно, как говорил режиссер, сыграть спектакль в Москве. Не пытаясь ничего и никому доказать, вот эта главная задача для актера. Не дать лишнего. Плюсануть. Да! Я сейчас сыграю! Есть у большинства актеров, есть такие моменты, когда хочется постараться. А стараться не нужно, а как сказал режиссер Даниил Чащин, так и нужно сделать, как мы с ним договорились, так и сделаем. Это главная задача. Сыграть в Москве правильно спектакль. Не хорошо, а правильно!

За последнее время у Вас много наград, буквально за последний год: Почетный работник культуры и искусства Тюменской области, номинация «Золотой маски», а из последних - специальный приз от Ксении Грин - представителя блогерского сообщества - за роль Сальери в спектакле «Пушкин, Моцарт и Сальери». Как Вы считаете: заслуженно или, все-таки, удача?

В Тюменском театре я играю 18 лет. А вообще принят на работу в Курганский драматический театр в марте 1994. Мне было тогда уже 20 лет, тогда еще без образования меня взяли как студийца и начали выращивать. Этот год действительно богат на звания, но всю жизнь свою стараюсь честно и долго-долго работать. Я это пытаюсь делать все это время, особенно в Тюменском театре. Я помню свои времена старые: всегда приходил в театр с улыбкой, с радостью заходил. Она была всегда моей любимой и остается любимой работой, у меня ощущения здесь совсем другие, может, это ограниченность, мне здесь интереснее, чем в каком-то другом мире. Понятно, что есть какие-то увлечения, интересы, технические в том числе: автомобили, путешествия, например. Это то, что меня тоже увлекает. Собрать табуретку тоже могу в конце концов (смеется)! Это тоже может меня увлечь, но по-настоящему я себя ощущаю в своей тарелке именно здесь. Я не скажу, что я ничего другого не умею. Я умею много, мне даже кажется, что я могу все (улыбается). На самом деле, хороший актер талантлив везде. Люблю готовить! В принципе, получается неплохо! Говорят (улыбается).

Вы приехали с фестиваля «Арт-Окраина», Ксения Грин специальный призом Вас наградила, Вас отмечают?

Питер нас всегда тепло встречает и хорошо понимает, в смысле, наши спектакли. То, что мы привозим, очень хорошо слушают, все тонко понимают. Реакции на наш театр и спектакли, которые привозим в Петербург, очень благостны. И вот в этот раз мы показали «Анну Франк» в первый вечер, второй вечер - «Пушкин. Моцарт и Сальери». Спорная вещь, которая в Тюмени не всеми принимается. Там это было просто на ура. С самых первых слов. Питер наш. (Улыбается). Четыре года назад Александр Тихонов получил премию на фестивале «Арт-Окраина» за лучшую мужскую роль. После спектакля обычно происходит обсуждение, остаются желающие зрители, критики. Они собираются и разговаривают с нами, что, как, делятся впечатлениями. И в этот раз тоже так было. Просмотрев «Анну Франк» и «Пушкин, Моцарт и Сальери», сказали: «Что у вас там в Тюмени происходит? Что у вас там за «бомба» такая в Тюмени? Надо к вам ехать. То, что, может, знают об этих рейтингах о Тюмени «Лучший город Земли» (улыбается). Здесь приличный уровень жизни, в конце концов, дороги хорошие!

При просмотре экспертами спектакля какие ощущения Вы испытывали, играя свою роль?

Я отнесся ответственно, по задачам, помня о том, что нельзя расслабляться, как говорится, не с холодным носом. Тем более, режиссер находился с нами, зарядил нас, и мы неплохо сыграли.

Как Вы оцениваете работу с режиссером Даниилом Чащиным?

Я его помню еще студентом, если честно, я не преподавал у него. Хотя Марина Жабровец как-то в 2000-ых годах приглашала меня что-нибудь преподавать. В этот момент я не посчитал нужным взять на себя ответственность за судьбы молодых студентов. Я в этом смысле большой перфекционист, поэтому, наверное, я не лезу в режиссуру, хочу, чтобы было всё правильно, как нужно. И естественно, сталкиваясь с живым человеком, с актёром другим, нужно добиться от него того, что на самом деле хочешь! Для этого нужно большое искусство… и терпение. Как перфекционист я знаю, как надо, и, если не могу добиться, то, наверное, меня это взбесит. Я «убью» актёра (смеется).
Если что-то я не понимаю, сделаю, а потом начну понимать, почему и как это, если режиссер мне не объяснил. Режиссура разная бывает: один объясняет, другой разбирает долго, кропотливо. Это один процесс, второй процесс, когда режиссер говорит так и так, встал на эту ноту, повернул мизинцем, пошел туда, есть такая графическая режиссура. Она может быть и той, и другой. И это не значит, что какой-то спектакль лучше или хуже. Манера режиссуры разная. И вот с некоторых пор и годов, когда режиссура стала моложе меня, в основном (улыбается)…, да просто я, наверное, вырос. Поэтому я с ними разговариваю иногда со своей точки зрения, опыта, иногда пытаешься подсказать, я никогда не навязываю, не спорю, я предлагаю, а может, вот так? Или он с этим соглашается, или приходим к третьему варианту. Да пожалуйста! В данном случае, с Данилом, я на первом этапе был не совсем принят. Для меня это был странный выбор пьесы, решение спектакля. Возник вопрос «А зачем?» Зачем ты берешь классическую, довольно заунывную пьесу и загоняешь ее в такие рамки?

Роль Ракитина?

С первого взгляда, эта роль не моя. Внешнее ощущение. Я всегда живой, двигающийся, возможно, суетливый, активный актер. Данил перелопатил всю эту пьесу и перевернул образ. Поэтому, наверное, мы и едем на «Золотую маску». По-новому взглянул на этот материал. На Тургенева - скучнейшего автора (смеется)! Не частый образ в том смысле, что я используюсь как активный, действующий на сцене персонаж, то есть, я бегаю, прыгаю, танцую чаще всего в юмористическом плане. Это называется «коммерческий актер». В данный момент, спасибо режиссеру, что я давно хотел по большей части молчать на сцене, и мне посчастливилось это сделать. Эта роль действительно отличается от тех, что у меня есть!

Вы играете во многих спектаклях в театре. Чем эта роль отличатся от других ролей?

Около двадцати ролей в данное время я играю в репертуаре театра. Спектакль для актера, восприятие спектакля актером идет через его роль чаще всего, через то, что он делает в этом спектакле. Кому-то, безусловно, в каких-то спектаклях, местами, актеру некомфортно или целиком некомфортно, или ещё что-то, иногда с годами устаешь от роли. Есть спектакль, который я играю 12-13 лет, например, спектакль «Он, она, окно, покойник». Я скачу там 150 раз (смеется). Этот спектакль - долгожитель, 13 лет ему. Комедия, которая до сих пор собирает аншлаги в зале.

О каких ролях Вы мечтаете?

Я хочу дорасти до короля Лира. В Шекспире я не играл по-настоящему. В моем репертуаре Шекспира нет, в Тюмени я сыграл около 70 ролей уже и в Кургане около 20 сыгранных за 24 года. У меня нет по настоящему большой роли в Шекспире, введён был в старом театре спектакль «Виндзорские проказницы», там эпизод был, но хочется серьёзного чего-то всё-таки сыграть у Шекспира. Мюзиклы люблю, очень тоже хочется захватить! Петь люблю, говорят, получается. Их ведь куча классных мюзиклов, было бы здорово, например, «Иисус Христос - суперзвезда». Но скорей всего, не допустят показ в Тюмени.

Что бы Вы себе пожелали в следующем году?

Я хочу пожелать себе сняться в кино, не просто эпизоды небольшие какие-то, а именно в хорошем кино. У меня нет никаких планов в силу своей занятости, если я буду также долго все время занят в театре, то, скорей всего, времени на кино у меня не останется. Две чаши: либо театр здесь, или кино там. Но из Тюмени я пока не собираюсь уезжать.

Фото:Алексей Чертенко

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская. 



Поделиться: