Софья Илюшина. Шесть лет на сцене ТБДТ, или Путь от Джульетты до Мортиши

Поделиться
Актриса Тюменского Большого драматического театра Софья Илюшина радует тюменских зрителей уже на протяжении шести лет. За это время она прошла путь от молодой Джульетты до статных героинь – жён и матерей («Тартюф», «Семейка Аддамс»). Какая она, актриса, которая с каждой ролью всё больше расцветает и обретает новых поклонников? Мы пообщались с Софьей перед стартом нового театрального сезона.





Тюменский драматический театр совсем скоро официально откроет новый сезон. Впереди целый год, насыщенный репетициями и показами спектаклей. За лето соскучились по работе и зрителям?
Конечно, я очень соскучилась по зрителям и этому обмену энергией. И хотя организм ещё как будто не особо готов к тому, чтобы начать работу, но всё складывается так, что сразу окунаешься в процесс – расписание серьёзное, очень много работы.


Расскажите, чем вам запомнился летний отпуск 2021 года? Удалось отдохнуть и переключиться?
Да, в этом году отпуск прошёл очень насыщенно, я хорошо отдохнула. Была в Пермском крае, Башкирии, открыла для себя множество красивых мест в Уральских горах. Очень много ходила пешком. Встречи с друзьями – это, безусловно, счастливейшие дни для меня. В этом отпуске я поняла, что не нужно ехать за границу, чтобы увидеть красивые места, которые создала природа.


Часто ли вспоминали о своих ролях?
Они всегда со мной. Мне кажется, я никогда не удаляю из своего мозга цитаты и мизансцены. Они часто проявляются, всё время хочется говорить словами из текста. Почему-то так всю жизнь происходит, а какие-то моменты даже ярче от этого становятся. Родные периодически говорят: «А, это опять реплика… Понятно».


С какой роли хотелось бы начать свой театральный сезон?
Я думаю, в этом году всё складывается идеально. Если выбирать из моих больших ролей, то роль в «Семейке Аддамс» отлично подходит. Это важная и интересная работа, которая ещё не до конца развилась. С неё и хочется начать. И обязательно приглашаю всех-всех посетить этот мюзикл. В нём мы совсем другие. Обещаю – вы не пожалеете! (Смеётся.)


Испытываете ли волнение перед первым выходом на сцену после месячного перерыва?
Волнение, конечно, присутствует, но у нас достаточное количество репетиций. Вообще, я всегда начинаю волноваться с первым звонком. До этого всё спокойно: сейчас мы попоём, походим, вспомним мизансцены, я причешусь, надену костюм – рабочий процесс. А когда слышу первый звонок, начинается такой трепет… Но он очень приятный, будто премьеру снова играешь. И я считаю, что это волнение даёт правильную энергию.


Какие спектакли сейчас репетируете?
Мы начали с репетиций «Мёртвых душ» из-за ввода нового артиста, а теперь активно готовимся к октябрьской премьере «Ричард III»: разбираем материал, ищем. У режиссёра Глеба Черепанова очень интересный взгляд. Зрителей ждёт кое-что особенное, будут и неожиданные вещи – это такой современный необычный подход к театру. Ну и конечно «Семейку Аддамс» репертируем.


Кстати, в этом году за роль Мортиши в «Семейке Аддамс» вы получили премию имени народного артиста РСФСР Г.И. Дьяконова-Дьяченкова. Какие эмоции испытали, когда услышали своё имя?
Меня и Сашу Кудрина выбрал коллектив, как лучшего актёра и актрису сезона. Мне очень приятно и ценно, так как это выбор коллег – актёров, с которыми я работаю. Значит они считают, что я достойна этой награды.


Как вы относитесь к своей героине? Легко ли было входить в образ?
Я прекрасно отношусь к своей героине. Это такой классный вызов для меня и притом совершенно неожиданный. Я и представить не могла, что мне дадут эту роль, так как изначально пробовалась на Венсдей. Когда вывесили распределение, то я и все вокруг были удивлены, если не сказать, что в шоке. (Смеётся.)
До этого я больше играла молодых героинь, а тут женщина, у которой уже два ребёнка-подростка. Она – главная и бережёт семейные ценности, поэтому для меня это очень интересный путь. И именно из-за того, что для меня как для актрисы это вызов, мне каждый раз интересно находить в ней что-то новое. За это я очень благодарна появлению такой роли. В каждом герое есть частичка того, кто его играет. Мне привычнее, конечно, входить в образ романтических девушек или жертв обстоятельств, а тут властная женщина, которая рулит.


Вы задумывались, почему вам стали выпадать роли таких амплуа?
Я невысокая, молодая – думаю, по внешним данным. Но, к счастью, некоторые режиссёры видят во мне и другое – собственный стержень. И я рада, что ярлык на мне не повешен. Часто режиссёрам нужно от меня что-то лёгкое и воздушное, но сегодня театр готов идти на нестандартные решения, и это очень здорово. Мне вообще кажется, что интереснее смотреть на актёра, который играет не в свойственном ему амплуа.


За шесть лет работы в ТБДТ вам удалось сыграть более 20 ролей. Можете вспомнить свою самую первую роль на тюменской сцене?
Моя первая маленькая роль – в массовке в спектакле «Пули над Бродвеем». Мне так нравилось там работать. То ли потому, что это первая роль в этом театре, то ли потому, что она танцевальная, а я обожаю хореографию. И ещё там сама атмосфера внутри была такая особенная... Я обожала музыку, костюмы, декорации и всё, что там происходит.
А первая большая роль – Джульетта. И это очень странно. Я сижу всё время за кулисами и думаю: «Господи, я её уже шесть лет играю, как это возможно?» Но потом понимаю, что многие актёры и по 25 лет играют одну роль.


Какая роль вам давалась сложнее всего?
Аннинька из спектакля «Господа Головлёвы». Это как будто что-то недосягаемое. Казалось бы, всё про неё понятно, но она настолько загадочно выстроена режиссёром Романом Габриа, что ты можешь бесконечно «копаться» в этом материале. Ты всегда словно ходишь по краю и не знаешь, получится ли пройти на этот раз. Как люди до конца не знают себя, так и я, наверное, не знаю Анниньку.


Редкая премьера ТБДТ обходится без вас. Был ли такой период, когда вы осознали свою значимость в тюменской труппе, или это происходило равномерно?
Я, наверное, до сих пор это не осознаю. Мне всё время кажется, что я ещё «только начинаю». Когда пишут «ведущая актриса Софья Илюшина», я даже удивляюсь – странно видеть, как это смотрится вместе. «Значимость в тюменской труппе»… Я, конечно, очень рада, если это так. Благодарю людей, которые так думают – зрители это или руководство театра, коллеги или партнёры по сцене.


Возникали ли мысли попробовать себя на какой-нибудь другой сцене, поучаствовать в экспериментальных постановках?
Я бы с удовольствием поучаствовала, не уходя из ТБДТ. Но у нас таких проектов как будто очень мало делают и туда не зовут профессиональных артистов.


Расскажите об опыте участия в съёмках. Насколько я знаю, вы снимались в короткометражных фильмах.
Когда я работала в Москве, то часто снималась в сериалах и одной короткометражке. Это хороший опыт, он даёт развитие актёрскому внутреннему миру. Там всё иначе – тебе не нужно играть так громко, чтобы тебя услышал 28-й ряд. Кино – это тонкий душевный организм, бывает достаточно сделать едва уловимое движение глазами, чтобы тебе поверили. Важно не нарушить грань. И это колоссальный опыт, которого я желаю каждому студенту, закончившему театральный институт.


Вы занимаетесь с детьми в студии при ТБДТ. В какой момент пришло желание обучать других актёрскому мастерству?
В институте на предмете «Психология творчества» было задание написать о своих планах на пять лет. И я до сих пор помню, что ещё тогда хотела преподавать или даже иметь свою театральную студию. В Тюмени это случилось просто автоматически – Коля Аузин и Саша Кудрин пригласили меня в студию заменить их на паре занятий, а потом я осталась там навсегда. Не было мысли, что я хочу только поделиться опытом. Почему-то именно с этими детьми мне стало очень интересно попробовать себя в роли преподавателя, постепенно раскрывать в них что-то особенное. Я даже попросила самую неугомонную группу. Это такой кайф – через общение создавать что-то с детьми вместе. Когда ты фонтанируешь с ними идеями, и что-то получается – это любовь какая-то.


Как вы считаете, взрослым людям целесообразно ходить в актёрскую студию? Это ведь не для того, чтобы бросить работу и стать актёром, а больше для самовыражения.
В Европе это всегда было популярно. У нас же мало кто о таком слышал, но это существует. Мои родители, например, познакомились в театральной студии для взрослых. Мама играла Аркадину в чеховской «Чайке» и до сих пор об этом рассказывает. Мне кажется, что заниматься в театральной студии хорошо для перезагрузки. Как бы человек ни любил свою работу, чем бы он не занимался, важно отвлекаться. Это хорошее занятие для расслабления, развития, раскрепощения. Оно помогает открыться людям, больше полюбить искусство, обратить внимание на другие вещи, по-новому посмотреть на свою жизнь через искусство, найти какие-то новые смыслы. Я работала со взрослыми – они получают такой мощный заряд энергии, когда занимаются театром.


Как вы считаете, любой человек может стать артистом и выступать на публике?
Я думаю, что кому-то артистичность дана от рождения, а кому-то нужно годами её вырабатывать, постоянно выходить на публику и привыкать к вниманию. Во многих детях заметна природная раскованность, но бывает и так, что даже они в подростковом периоде зарываются «в норку» и их сложно раскрыть обратно.


А вы часто в жизни используете актёрские навыки и приёмы, чтобы добиться какой-то цели? Или вы вышли из театра и теперь просто человек, а не актриса?
(Смеётся.) Я опишу себя за стенами театра словами моей подруги: «Ну ты что? – Ты актриса или кто?». Это она говорит в ответ на моё: «Тут очень много людей, давай уйдём». Она удивляется, почему я так себя веду. Использовать актёрское мастерство вне сцены я не смогу – скорее всего, засмущаюсь и «сыграю» очень плохо. Я в жизни совсем другая.


Занимаетесь ли вы планированием? Какие цели ставите перед собой в данный момент?
Цели сейчас больше личные, семейные. Этим летом я много была в горах и, наверное, там наконец осознала значение понятия «здесь и сейчас» и как важно получать от этого наслаждение и радость.
В горах ты просто идёшь по неизведанной тропе и не знаешь куда она повернёт, но точно чувствуешь, что идёшь вверх. Наслаждаешься природой, видишь небо, чувствуешь солнце и всё сразу осветляется – мир становится роднее. Также ты приходишь каждый день в театр, и не знаешь, что тебя ждёт. И не имеет значения входило что-то в твои планы или нет. Иногда планируешь, а происходит по-другому. Я думаю, что главное – отдавать добрую энергию, жить сегодняшним днём и идти своим путём.





Беседовала: Ирина Алькаева
Фото: Полина Секисова, а также архив ТБДТ