Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
2019 год в России объявлен годом Театра, поэтому мы бы хотели побольше рассказать о нашем театре, его истории, становлении и развитии и продолжаем рубрику «Спектакли из прошлого». Сегодня о развитии театра в Тюмени в 1935 – 1938 - х годах.

Самой удачной работой театра в сезоне 1935-1936 годов критикой был признан спектакль по пьесе Н. Погодина «Аристократы». В пьесе рассказывалось о том, как «вчерашние вредители, уголовные преступники, чуждые элементы, проходя через горнило труда (на строительстве Беломорско-Балтийиского канала. –Авт.), перековываются, становятся активными участниками новой, прекрасной социалистической жизни» («Красное знамя» за 11 декабря 1935 года).

Ставила спектакль режиссер В.З.Масс. В ролях были заняты актеры Н.В. Надеждина, Н.И. Коварский, С.М. Николаев, М.А. Бейнар, И. А. Слободской.

Всего за сезон 1935-1936 годов театр принял более 200 тысяч зрителей и сумел выйти в число лучших периферийных театров страны. Немалая заслуга в том принадлежала художественному руководителю театра Д.Ф. Касьянову. Именно благодаря ему наряду с советскими пьесами в репертуаре театра было много произведений отечественной и мировой классики. Всего в афише на 1936-1937 театральный год значилось 13 классических пьес: «Отелло» и «Мера за меру» В.Шекспира, «Борис Годунов» и «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Горячее сердце», «Женитьба Бальзаминова» и «Гроза» А.Н. Островского, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Васса Железнова» М.Горького, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Звезда Севильи» Лое де Вега. Советских пьес было меньше, но по уже сложившейся традиции открылся сезон постановкой именно такой пьесы «Родины» (на тему «любви к родине и бдительности»). Б. Левина. Даже из такого серого, малохудожественного материала, каким была пьеса Левина, театр смог сделать вполне приличную постановку. «Зал театр во время первых спектаклей (когда давалась «Родина». – Авт.), - свидетельствовал автор рецензии И. Шаламов, - был переполнен зрителями».

Более сильное, однако, впечатление произвел на Шаламова спектакль «Гроза» по А.Н. Островскому. И это неудивительно – в «Грозе», в отличие от «Родины», актерам было что играть: яркие образы, живой язык, насыщенность действия подлинным драматизмом. Следует отметить, что к сезону 1936 – 1937 годов театру удалось не только сохранить большую часть прежнего состава труппы, но и привлечь целый ряд новых интересных актеров: Лебедева, Ильчевскую, Бебешину, Островского, Орлинского, Сворожич, Ястребцева, Стивину, Веровскую и др. Художественное оформление спектаклей значительно улучшилось с приходом в театр «чрезвычайно интересного» (по характеристике Д.Ф. Касьянова) художника П.П. Воскресенского. В «Грозе» выделялись своей игрой Е.В.Ильчевская (в роли Кабанихи), В.С. Веровская (в роли Катерины, Н.И. Коварский (купец Дикой). Больше всего критики досталось М.Ф. Сахарову, изобразившему Тихона, мужа Катерины, шутом, клоуном.

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.