Моноспектакль «Ухо Ван Гога» на фестивале SOLO (Москва)

Поделиться
«УХО ВАН ГОГА»
(В рамках фестиваля моноспектаклей SOLO – «Тюменский Большой Драматический театр». Автор и режиссёр: Роман Габриа)



«Я – человек одержимый, способный и обреченный на более или менее безрассудные поступки, в которых мне приходится потом более или менее горько раскаиваться…
Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я всё равно буду делать то же самое – пить с первым встречным и тут же его писать» 
(Винсент Ван Гог)




Из всех спектаклей фестиваля SOLO мне удалось посетить только «Ухо Ван Гога» в исполнении замечательного артиста Тюменского Большого Драматического Театра, Александра Тихонова.

Короткий по времени, но очень глубокий по содержанию моноспектакль, охватывает тот период 1889 года, когда Винсент Ван Гог был помещён в клинику для душевнобольных.

Александр Тихонов являет собой практически полную копию «Автопортрета с перевязанным ухом». Халатик у него красками заляпан – прямо как у меня, когда я в порыве творчества кисточки об одежду вытираю… Ходит-бродит он по своей больничной палате, рассуждая о том, как сильно зависит художник от денег, необходимых ему для покупки разных материалов. А ведь эти деньги можно заработать только написав и продав картину! Вот и получается – замкнутый круг! И горькие упреки себя в иждивенчестве, ибо брат Тео спонсирует творчество Винсента, а картины его никто не покупает…

Ван Гог в исполнении Александра ни минуты не стоит на месте. Он то внушает своей тени на стене: «Ты – не художник!», а то умно рассуждает о написании картин с натуры и по воображению. С натуры, конечно, всегда писать лучше: при этом художник не врет себе и зрителям. Но где найти ее, натуру в больнице? Так рождается на свет по воображению одна из самых известных картин Ван Гога – «Звёздная ночь».

Огромная, величиной с метлу, кисть художника описывает круговые движения, и в воображении моем возникают разноцветные вихревые потоки. А на их фоне – тёмные домишки; огромные кипарисы, чей силуэт похож на пламя. В небесах висит безумно яркий полумесяц, будто проглоченный прожорливым солнцем…

(Конечно, можно было бы просто спроецировать «Звездную ночь» на экран позади актера, но тогда было бы не так интересно. Да и подозреваю, что зрители, пришедшие на спектакль с названием «Ухо Ван Гога», видели его картины и в курсе основных этапов биографии известного художника. Ну, а если не в курсе – есть прекрасная возможность с ней ознакомиться. Горячо рекомендую «Жизнь Ван Гога» Анри Перрюшо: очень легко и интересно читается!)

…Все это волшебное действо сопровождают всполохи света разных оттенков; дым, музыка и крики ворон, прилетевших со вспаханного поля. Ох уж, эти вороны! Можно до бесконечности гонять их гигантской кистью, разбрызгивая краску по полу и стенам больничной палаты…

Из монологов больного художника мы узнаём, что ему больше не на кого надеяться: родители его творчества не признаЮт; младший брат Тео, раньше помогавший Винсенту материально, сейчас сам находится в трудном финансовом положении… Картины Ван Гога, после его смерти продававшиеся на аукционах за сумасшедшие деньги, в период нахождения его в больнице не имели практически никакой ценности.

Друзья, коим он щедро дарил свои шедевры, частенько выносили их на помойку…

Теперь больному художнику не помогает даже вера в Бога, спасшая его от депрессии в юношестве. Когда красавица Урсула, которую он считал своей невестой, весело рассмеялась, услышав его признание в любви, расстроенного Винсента спасла именно вера. Сейчас не помогает это, и мы слышим из уст Ван Гога горькие слова: «Создав этот мир, Бог допустил большую ошибку…»

Настоящие художники творят так, как будто их силы бесконечны. И вот мы видим, как Винсент с неистовством набрасывается на единственный стул, находящийся в его палате. Нет, вовсе не с целью разобрать его на живописные фрагменты: просто стул – это несколько гладких поверхностей, на которых можно рисовать.

А можно и заново «вылепить» его в пространстве, создав бессмертный, свой, ни на что не похожий Образ Стула! «Я не могу не рисовать», – повторяет Ван Гог, и хотя на стуле не появляется никаких рисунков, мы чувствуем, как стремительно исчезает стена между воображаемым и умением воплотить свою фантазию в жизнь… После окончания спектакля, зрители бурно его обсуждали. Кроме восторженных отзывов, услышала я и такие: «Было скучно и ничего не понятно»; «Слишком уж много драйва» и т.д. Да, понять Ван Гога как человека гораздо сложнее, чем восхищаться в музее его картинами. Понять и принять его таким, каков он был: неспокойным, обуянным угрызениями совести, нездоровым и вечно что-то ищущим. Ни в коей мере не «безумцем, одержимым живописью». А просто нервным, подвижным, импульсивным человеком – и гениальным художником!

Текст: Ирина Красильникова

#Театральный_Блогер #настрастном #ВанГог #тюменскийдрамтеатр

Фото: