В ТБДТ открылась обновлённая камерная сцена на пятом этаже – «Молодость»

Поделиться
Накануне открытия сцены «Молодость» состоялась пресс-конференция, посвящённая премьере моноспектакля Александра Тихонова «Ухо Ван Гога». На встрече режиссёр постановки из Санкт-Петербурга Роман Габриа рассказал об экспериментальном театре, мифологизации Ван Гога, создании спектакля и настроил зрителей на новый формат театра.

Премьера моноспектакля приурочена к открытию обновлённого пространства на пятом этаже – сцены «Молодость», где планируются различные экспериментальные проекты и будут возвращены такие спектакли, как «Крейцерова соната» и «Анна Франк». Также новая площадка станет арт-резиденцией для осуществления креативных проектов молодёжных профессиональных театральных деятелей.

— Мы бы хотели, чтобы аудитория этой сцены мерила молодость не возрастом, а своим отношением к жизни. Надеемся, что эта сцена найдёт в Тюмени своего зрителя, – отметил в начале встречи заместитель директора по маркетингу, продажам и рекламе Александр Чурсин.

Режиссёр Роман Габриа предупредил, что то, что увидит зритель, будет в чистом виде эксперимент, в первую очередь и для него.

— Поскольку площадка экспериментальная, значит, на ней должно происходить то, что отличается от привычного драматического театра, который идёт на основных сценах. Исходя из этого, для экспериментальной сцены я пытался сделать постановку, которая бы отличалась и от моих спектаклей, и от спектаклей других режиссёров, идущих на Большой и Малой сцене.

Действительно зрителей ждёт абсолютно новый формат театра. Моноспектакль создан не по готовой пьесе или инсценировке, а основан на книге Винсента Ван Гога «Письма брату Тео».

— Мы отказались от пьесы, её не существует. Мы взяли письма Ван Гога, адресованные его брату Тео, стали их читать, и я выступил как искусственный интеллект. Мы выбрали отдельные слова, обрывки фраз, мыслеформ, перемешали их в голове и попытались сделать из этого текст, – рассказал о создании спектакля Роман Габриа. – То, что будет происходить на сцене, – это не та реальность, которую мы видим глазами, это то, что мы можем пережить и прочувствовать внутри себя, поэтому никакой сюжет для этого не нужен.

По словам режиссёра, экспериментальный театр не всегда уживается с русским психологическим театром, потому что затрагивает другие струны души зрителя. И, как правило, отказывается от линейности сюжета.

— Экспериментальный театр больше нацелен на чувственные миры сознания зрителя: страхи, сны, тревоги – то, чего нет во внешнем мире. Консервативный театр передаёт объективную реальность такой, какой мы её видим глазами, а театр, который создавали сюрреалисты и модернисты начала XX века, он больше обращается внутрь человека, в те миры, которые мы не видим.

Вокруг персоны Ван Гога всегда существовало множество мифов: одни говорили, что он отрезал себе ухо, другие – что это сделал Поль Гоген во время их скандала, третьи – что он просто поцарапал себя ножом и был перебинтован. Однозначно только то, что Винсент Ван Гог – очень загадочная личность.

Как такового документального Ван Гога, который бытовал в жизни и сознании конца XIX века, не существует – он полностью остался в переработанной реальности, которую сам и создал, – отметил Роман Габриа. – В нашем сознании есть только его картины и автопортреты. Существует большое количество мифов, вокруг которых строится наше представление о художнике. Буквально биографию Ван Гога не знает никто. И вполне возможно, что даже эти письма были созданы искусственно. В этой связи никакого конкретного сюжета из его биографии я извлечь не смог, только выразить свои впечатления о Ван Гоге в процессе репетиций.

Экспериментальность заключалась не только в отсутствии пьесы, но и в подходе к созданию спектакля, в частности, режиссёр отказался от привычной подготовки, когда чётко строится план будущего спектакля, а работал, руководствуясь исключительно интуицией.

— Всё, что вы увидите, мы рождали интуитивно, непосредственно во время репетиций. При создании спектакля было обязательное условие, что режиссёр заранее ничего не придумывает, актёр не учит текст, а композитор не пишет музыку, – поделился своим новаторским решением Роман Габриа. – Театр, который мы попытались сделать, находится не в воображении режиссёра, а в сознании зрителя.

В конце встречи с прессой и первыми зрителями спектакля режиссёр акцентировал внимание аудитории на картине Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с воронами», которая считается одной из последних его работ. Эта картина, где художник методом отбора пришёл к своим основным краскам, двум цветам – синему и жёлтому – поможет зрителям лучше понять спектакль.

— Не судите строго, мы на самом деле пытаемся сделать экспериментальный спектакль, чтобы на эту сцену приходили те зрители, у которых есть потребность продвигаться дальше в практике именно зрительского театра. Потому что театр – это такой институт, который требует от себя непрерывного практического перерабатывания, – заключил Роман Габриа.

Настроиться на премьеру помог не только режиссёр, но и картины молодых художников, которые украсили потолок фойе пятого этажа. Специально для открытия новой камерной сцены «Молодость» и премьеры моноспектакля «Ухо Ван Гога» ученики Детской школы искусств Тюменского государственного института культуры создали 65 совершенно разных работ по мотивам творчества художника.

Премьерные показы моноспектакля пройдут в конце апреля, а повторные показы – в мае и июне. Успевайте занять одно из 82 кресел на камерной сцене пятого этажа «Молодость» и наслаждайтесь новым искусством!




Текст: Лариса Меркурьева
Фото: Полина Секисова