В ТБДТ прошла первая премьера спектакля «Каренин». Впереди вторая

Поделиться
В понедельник, 28 февраля, в Тюменском Большом драматическом театре состоялась премьера новой режиссёрской работы Романа Габриа. Это его четвёртая постановка в ТБДТ. В разное время на тюменской сцене выходили спектакли «Господа Головлёвы», «Пушкин, Моцарт и Сальери» и «Грязнуля».



В новой постановке «Каренин» можно заметить фирменный стиль Габриа. Спектакль довольно музыкальный, он работает на контрастах, что выражается и в костюмах, и в декорациях. Артисты много «играют» голосом, сами звуки имеют большое значение – порой мы слышим даже дыхание.

Едва ли найдётся человек, не имеющий представления о произведении Льва Толстого «Анна Каренина». Как минимум, все слышали о сюжете, что замужняя Анна влюбилась в молодого офицера, и понятно, что это просто не могло закончиться хорошо. Но на страницах книги не так много внимания уделено самому супругу Анны – Алексею Каренину. Режиссёр тюменской постановки решил посмотреть на жизненные перипетии семьи Карениных с другой стороны. Специально для этого Роман Габриа написал пьесу, которая является театральной инсценировкой романа Льва Толстого.

«Анна Каренина» – это достаточно неоднозначная история, споры вокруг которой не утихают до сих пор. Толстой написал масштабное и серьёзное произведение, причём в некоторых моментах автобиографическое – история Левина и Китти основана на личности самого автора. В тюменской версии эти герои отсутствуют, весь акцент смещён на сюжетные линии Карениных и Облонских. Но это совершенно не мешает воспринимать спектакль целостно.

Довольно длительное время Алексей Вронский (Виталий Илюшкин) тенью находится на сцене, будто незримо присутствует в жизни Анны (Полина Егорова). Такой интересный психологический приём режиссёра, демонстрирующий нахождение Алексея в мыслях Анны, постепенно нагнетает обстановку и даже вызывает фоновую тревогу у зрителей. Главная героиня разговаривает с мужем и думает о другом мужчине... Уделяет внимание сыну, но и в эти, казалось бы, счастливые мгновения не может прекратить мечтать о встрече с возлюбленным… Он всегда рядом, даже когда его нет.

С ней неожиданно случилась такая сильная любовь, страсть, влечение, что девушка буквально задыхается в семейной жизни и путается в собственных мыслях. Супругу словно нет места в её судьбе, она стремится к Бетси (Софья Илюшина) и своей компании, куда в какой-то момент неожиданно пытается попасть и Каренин. Он приходит и пробует разместиться на маленьком детском стульчике (что удаётся только с третьего раза), в то время как остальные комфортно расположились на удобных стульях и гармонично вписываются в происходящее. Режиссёр будто вытесняет персонажа из событий. Супруг периодически стоит на заднем фоне возле автомата с газировкой, спит на диване в отдалении, тогда как основное действо разворачивается совсем в другом месте.

Стива (Николай Аузин) и Долли (Кристина Тихонова) Облонские пережили схожую ситуацию, но в их семье жена сумела «вернуть» мужа и настаивала, чтобы Алексей сделал то же самое в отношении Анны. Но обманутый супруг лишь отвечает: «Спасать можно человека, который не хочет погибать; но если натура вся так испорчена, развращена, что самая погибель кажется ей спасением, то что же делать?»

На протяжении всего спектакля мы слышим звуки поезда, видим его приближающиеся огни. Пространство словно трясёт от предстоящей трагедии, вокруг не хватает воздуха. Но этот поезд уже не остановить, с каждой мизансценой он будто становится ближе, звучит всё яростнее и неумолимо приближается, чтобы оборвать жизнь Анны, которая к концу повествования запуталась даже в своих отношениях с морфием.

И, на первый взгляд, мощный и непоколебимый Алексей Каренин (Александр Тихонов) задыхается от невозможности сложившейся ситуации. В первых ссорах с женой он довольно податлив и даже любовно раскладывает одежду и обувь неверной супруги… Он боится развода, который, как снаряд, обрушится на его карьеру и разрушит её до основания. Но Анна так умоляет отпустить, что он полностью отдаётся во власть её порыва, расставаясь со всеми постами и положением в обществе. И даже позднее он продолжает проявлять безумную (как иначе назвать такое?) заботу – пытается помочь жене и её любовнику с рождением их ребёнка.

Каренин в версии Тюменского БДТ предстаёт как любящий и заботливый муж. Моментами с этим хотелось бы поспорить – ведь он так мало внимания уделял супруге и сыну, не отвечал на её просьбы и предложения. Он словно был отгорожен от неё бесконечными делами и более важными задачами. Но всё случившееся самым жестоким образом напоминает, как он был не прав в своём невнимании к молодой девушке. Какие причинно-следственные связи прослеживаются в постановке – решать будет каждый сам для себя. Взглядов на всё происходящее очень много, большинство из них совершенно полярны друг другу.

Это спектакль о невозможности жить без эмоций. Такая попытка равноценна задержке дыхания. Сколько времени получится так жить? А зачем всё это? Каренин, испытавший немало боли, в финальной попытке быть услышанным сначала уточняет местонахождение церкви у своего бывшего управляющего делами Слюдина (Андрей Волошенко). И после приходит к самому священнику (Сергей Белозерских / Владимир Ващенко) и делает чистосердечное: «Все свои чувства я так долго копил…».

В спектакле также занята Ольга Игонина в роли Натальи, горничной Карениных. Роль второго плана, но очень яркая, дерзкая, смешная и беспощадная в своем финальном монологе за трибуной.

Спектакль получился во всех смыслах громогласным. Работа со звуком действительно впечатляет. Герои читают стихи и монологи у трибуны. Словно по радио, мы слышим трансляцию скачек, в которых участвовал Вронский. Каренин карикатурно поёт в стиле джаз. Часто звучит тревожная музыка, а буквально через секунду – лёгкая песенка с беззаботным мотивом. На протяжении всей истории динамичные сцены контрастно чередуются с размеренными.

Кстати, действие перенесено в более знакомую нам советскую действительность. В качестве декораций использованы ретротелевизор с кинескопом, радиола, перекрашенная в ярко-красный цвет, автоматы с газированной водой, настоящий советский велосипед, трибуна и даже маленький бюст Ленина, который разглядят только самые внимательные.

Это очень чувственный и тактильный спектакль. Герои часто танцуют парами, обнимают друг друга, целуют, гладят, заигрывают. Прикосновения и дыхание играют здесь особенную роль.

Хочется отметить, что помимо режиссёра и автора инсценировки Романа Габриа, проникнуться историей нам помогла постановочная группа: художник-постановщик Арина Слободяник, композитор Владислав Крылов, художник по свету Максим Ахрамеев и помощник режиссёра Нина Чернявская.

В спектакле также заняты учащиеся театральной студии при ТБДТ: Серёжа Каренин – Рома Созонов / Егор Житенёв, дети Долли и Стивы – Лёва Аузин, Богдана Дехтяренко, Тёма Лисовский.

Подводя итоги, хочется сказать, что история неоднозначно воспринимается читателями уже почти 150 лет. Конечно, каждый может придерживаться своего мнения. Здесь ясна и прозрачна только одна истина. С неё и начинается роман… «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н. Толстой).

Так 28 февраля и началась история Карениных в ТБДТ. Вторая и основная премьера спектакля пройдёт 12, 13 и 14 марта. За это время спектакль может «обрасти» существенными дополнениями, поскольку постановка будет перенесена на Большую сцену, и режиссёр продолжит работу с артистами. Поэтому обязательно посмотрите ещё раз, если уже успели увидеть первый показ. Билеты можно приобрести здесь.




Постановка осуществлена при грантовой поддержке Правительства Тюменской области.




Текст: Ирина Алькаева
Фото: Екатерина Христозова

Фото: