Интервью с режиссёром мюзикла «Семейка Аддамс» Дарьей Борисовой в преддверии показов на «Золотой маске»

Поделиться
Режиссёр Дарья Борисова: «Мой мастер всегда учил нас работать вопреки, а не благодаря. Я просто следую этому завету».



Тюменский Большой драматический театр получил сразу девять номинаций на театральную премию «Золотая маска» за мюзикл «Семейка Аддамс». Режиссёр спектакля Дарья Борисова рассказала о любви к профессии, о дебюте в жанре, вдохновении и магии театра. Напомним, что показы в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоятся 5, 6 и 7 апреля.



Дарья Борисова – выпускница ГИТИСа. Обладатель гранта Президента РФ «Талантливая молодёжь России». Призёр по режиссуре конференции «Классика на языке оригинала» – Карло Гольдони «Импресарио из Смирны» (на итальянском языке). «Лучшая режиссёрская работа» за решение пролога оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (Фестиваль творческих работ).



Дарья, почему вы выбрали профессию театрального режиссёра?
Мне кажется, всё к этому шло, эта любовь родилась сама собой. Поездки в театры, занятия в Образцовом детском театре «Экополис», фестивали, спектакли – актёрская стезя всегда была мне интересна, но параллельно в моей жизни существовала музыка. Однажды это всё соединилось в ясное понимание, что быть по ту сторону рампы меня влечёт сильнее, и я начала более детально изучать эту профессию. Потом поступила в ГИТИС в мастерскую А.А. Бармака. И это поистине лучшее, что могло со мной случиться.

Что для вас самое сложное в профессии режиссёра?
Не могу сказать, что есть что-то сложное, скорее интересное и захватывающее. Соединить мир, который родился в голове, с живыми артистами, с их индивидуальностью, зажечь их замыслом, идеей. Мой мастер всегда учил нас работать вопреки, а не благодаря. Я просто следую этому завету.

Что для вас важнее: коммерческий успех, всенародное признание или самовыражение?
Все эти элементы имеют значение. На данном этапе во главе самовыражение, но даже не столько оно, не совсем верное слово, я бы назвала это диалог, сотворчество, взаимообмен со зрителем, с артистами, с коллегами. Коммерческий успех – это скорее тенденция времени, сейчас спектакль стал продуктом. Я никогда не мечтала о всенародном признании, но мне приятно слышать и читать отзывы зрителей на мои спектакли, также приятно получать признание от коллег и профессионального сообщества.

Расскажите, пожалуйста, почему вы решили ставить «Семейку Аддамс»? Чем вас зацепила эта история?
Мы достаточно долгое время общались с Сергеем Вениаминовичем по поводу будущего спектакля, я приезжала знакомиться с труппой театра. Задача была поставить комедию. У меня есть список мюзиклов, которые хочу воплотить на сцене. Я открыла его и тут же подумала, что это идеальный вариант. Все звёзды сошлись. Зацепила в первую очередь юмором, своей ненормальностью. Во-вторых, музыкой, для мюзикла очень важна хорошая музыкальная драматургия. Меня всегда притягивал мир этой семейки, есть в них какая-то тайна и загадка. Мне хотелось понять, кто же они такие? Кого создал великий Чарльз Аддамс?

По какому принципу вы подбирали актёров, что в них было самое важное для вас?
Так как мюзикл – очень сложный жанр, то было важно отобрать артистов, которые владеют тремя основными навыками в равной степени – актёрским мастерством, хореографией и вокалом. Лично для меня важно, чтобы мы совпадали с артистами по энергии.

Расскажите, как вы отреагировали, когда узнали о девяти номинациях мюзикла «Семейка Аддамс» на «Золотую маску»?
Мы были в этот день на репетиции, ставили большую массовую сцену, и вдруг Алексей Франдетти говорит: «Тебя номинировали!!!» Он так радовался, как будто его номинировали на Tony! Я сказала: «Да! Здорово!» И мы продолжили репетировать. Осознание пришло вечером, начала изучать весь список – 9 номинаций! Это очень здорово! Потом был звонок из театра, все были счастливые, праздновали, поздравляли! И ещё весь вечер получала поздравления от артистов, коллег. Спектакль как ребёнок, я его люблю безусловно, но, когда кто-то со стороны его отмечает, ты испытываешь гордость.

Это ещё и ваша личная номинация за лучшую работу режиссёра, что для вас она значит? Вы впервые номинированы?
Да, это моя первая номинация и, по сути, мой дебют в жанре. Очень приятно получить такой отклик в начале своей карьеры. Это подтверждает, что я иду в правильном направлении.

Как вы оцениваете свои шансы?
Я не думаю об этом. Просто создаю спектакль, отдаю себя полностью этому процессу. Мне важно, чтобы спектакль оставил след.

Чем вы вдохновляетесь, прежде чем приступить к новому проекту?
В первую очередь музыкой и историей. Музыка несёт в себе такое количество образов, эмоций, если ты её чувствуешь, видишь, то решения возникают сами собой. История также важна: когда есть отклик, тема и идея тебе близки, то загораешься изнутри. Обычно я ищу вдохновение в живописи, но в этом случае даже думать не надо было, я начала искать все рисунки автора.

Какие у вас были ощущения, когда спектакль смотрели эксперты премии?
Мы хотели сохранить в тайне от артистов то, что спектакль смотрят эксперты, но наш план рухнул, они, конечно, всё поняли. Я очень волновалась за артистов, воздух за кулисами был наэлектризован, я переживала только за то, чтобы они не перестарались.

Как вы оцениваете работу с Тюменским драматическим театром?
Работать с такими невероятными, талантливыми артистами – это одно удовольствие. Они готовы работать сколько необходимо, они живут профессией, а не просто отсиживают часы. Всегда есть свои трудности, это живой процесс, в нём задействовано много людей. Тем более делать что-то новое – это вдвойне трудней. Но благодаря тому, что каждый старался и вкладывал в работу свою душу, всё получилось. Я рада, что этот театр появился на моём пути, и наше сотворчество принесло такие плоды.

Чувствовалась ли сложность внедрения мюзикла в тюменскую среду, где его просто могли не принять?
Я не переживала за зрителя, внутренне была уверенна, что эта история понравится публике, будет близка всем. Однако успех превзошёл все ожидания.
Сложность была именно постановочная. Научить с нуля жанру, его законам, внедрить специфику, обучить проведению таких спектаклей – это было непросто. Но я была морально готова, это был не первый драматический театр, в котором ставился мюзикл. Я понимала, с чем мне придётся столкнуться.

С какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев вашу постановку?
Я не выступаю учителем и назидателем. Я хотела поговорить о семье. Это очень глубокая и объёмная тема, в ней много аспектов и сторон. Каждый найдёт что-то для себя. Кто-то зарядится энергией и силами на новые свершения, кто-то найдёт ответ на вопрос, который так долго был в голове, кто-то откроет для себя что-то важное. Это индивидуально. Это диалог. Главное, чтобы сердце отозвалось. В этом и есть магия театра.



Ближайшие показы мюзикла «Семейка Аддамс» на сцене ТБДТ 6 и 7 марта.



Фото: Полина Секисова