Эвилина Ризепова – актриса Тюменского Большого драматического театра, которая на протяжении семи лет радует зрителей яркими и интересными работами. На ее театральном счету главные роли в таких спектаклях, как: «Ханума», «Мирандолина», «Соло для часов с боем», «Стасик, играй» и других. Девушка ненадолго покинула сцену, но после рождения ребенка вернулась буквально спустя три месяца, и вновь готова радовать зрителей. Ей фантастическим образом удается успешно совмещать семейную жизнь, работу в театре и получение третьего высшего образования.
Вы переехали в Тюмень 7 лет назад. С тех пор этот город стал родным?
Стал. И достаточно давно. Очень удивительное ощущение. Как только я сошла с поезда, я не видела еще театр, не видела город, но почувствовала, что здесь останусь. И вроде бы вокзал ничем не примечательный. Но как-то энергетически Тюмень оказалась мне близка.
Меня пригласили познакомиться, посмотреть театр. Это было закрытие 154 сезона, по-моему. Дело происходило как раз в день моего выпускного из института: ночью мы отпраздновали выпускной, я села в поезд, приехала в Тюмень. Я прогулялась по окрестностям и убедилась в своем решении.
Шло время, и я обретала все большую уверенность в том, что сделала правильный выбор. Я поняла, что здесь я выйду замуж, здесь я заведу своего ребенка. И у меня ни разу за эти 7 лет не возникло ощущение, что я хочу куда-то уехать. Мне кажется, это дорогого стоит. Несмотря на то, что я из Саратова, закончила там школу, два университета. Но этот город не стал мне почему-то родным. А Тюмень стала.
Быть актрисой Тюменского драмтеатра – большой труд или огромное удовольствие?
Для меня это удовольствие. Не без труда, конечно, потому что я уверена: для того, чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо работать, работать честно. Поэтому я придерживаюсь этого принципа, но, на самом деле, – это удовольствие. Как я говорю: у меня с городом, и с моей профессией, и с мужем, и вообще со всем, что я делаю, получается по любви.
В вашем репертуаре есть роли с очень разными характерами. Означает ли это, что у вас нет одного определенного амплуа?
Наверное, да. Ушло уже то время, когда было принято, что одна актриса играет только героинь, другая – только характерные роли, третья – социальные роли. Уходят на задний план, устаревают эти понятия. Они есть, конечно, но мне кажется, если актер может сыграть кого угодно, начиная от «голубой героини», заканчивая острохарактерной, то, мне кажется, это о чем-то да говорит. Чем универсальнее человек, тем работодателю этот сотрудник ценнее. Такая тенденция наблюдается в любой сфере профессиональной деятельности.
У нас же нет постоянного режиссера. А так как режиссеры приезжают, и у них на постановку достаточно ограниченное количество времени, с труппой они могут быть близко не знакомы, то и выбирают по сложившимся образам. Смотрят видео, и им предпочтительнее взять актрису, которую увидели в похожей роли. С одной стороны, эта позиция понятна, режиссеру это удобно – меньше вероятности ошибиться с выбором. Но актеру хочется попробовать что-то другое, новое, а не вставать на «старую лыжню».
А какой характер не у актрисы, а у девушки Эвилины? Вы разграничиваете себя в жизни и себя на сцене?
У меня очень тяжелый характер, на самом деле. Сейчас я как-то пытаюсь менять его, что-то с ним делать. Он – камень преткновения во многих вопросах супружеской жизни, потому что мой муж тоже с достаточно тяжелым характером. И когда два взрослых человека сходятся, начинается своеобразная притирка.
Я ему благодарна за то, что он показывает мне, где я не права. И если раньше в силу своей вспыльчивости, эмоциональности, наверное, в какой-то мере даже деспотичности я старалась настоять на своем, то сейчас все меняется.
Он по-разному пытался объяснить, где-то жестче пытаясь разговаривать со мной, где-то мягче. Я начала его слышать и начала менять что-то в себе. Понимать, что мир крутится не вокруг меня, и есть другие мнения, к которым нужно прислушиваться. Может быть, это еще возраст. Чем взрослее ты становишься, тем больше начинаешь прислушиваться к людям, быть менее категоричной, понимать, что не только тебе должно быть хорошо и комфортно, но и людям, которые рядом с тобой. Мое мнение – не всегда единственно правильное.
А какой актрисе легче играть на сцене – спокойной или более эмоциональной?
Я думаю, что в жизни актриса может быть спокойной, а на сцену выходить и выдавать просто колоссальную бурю эмоций. Или наоборот, человек в жизни может быть очень эмоциональный, а выходить на сцену и как-то зажиматься. Здесь невозможно предугадать.
Я часто слышу фразу «Магия театра». А что это словосочетание означает лично для вас?
О, магия театра случается не часто. Чтобы возникла магия, нужно, чтобы идеально сложились все пазлы в этот самый день, в этом самом спектакле. Для меня – это когда артист сыграл на одном дыхании, когда зритель был эмоционально настроен и открыт, готов принимать актерскую энергетику. Когда актеры были готовы отдавать эту энергию. Когда происходит обмен энергией между залом и актером – это точно магия. Магия театра. Особая атмосфера.
В своих социальных сетях вы недавно поднимали интересную тему – влияют ли на зрителей профили актеров в соцсетях? Если вне сцены все видят, что артисты – обычные люди, то будут ли во время спектакля верить в предложенные обстоятельства? К какому выводу вы для себя пришли?
Практически все ответили, что это не влияет и им интересно посмотреть, чем актеры живут. Лично мое мнение? Наверное, есть своего рода влияние и воздействие на восприятие, но это все зависит от качества контента и от информации, которую человек несет в массы.
Если это что-то такое, что может вызвать ощущение брезгливости, это может отложиться где-то на подкорке. И вот зритель потом приходит на спектакль, смотрит на человека, к которому возникла хоть какая-то степень негатива, и я сомневаюсь, что человек не проводит параллель между тем увиденным и героем на сцене. Я считаю, что нужно выходить на контакт со зрителями. Но при этом нужно помнить, что именно ты несешь в массы, и не повлияет ли то, что ты выкладываешь в профиле, на восприятие того, что ты делаешь на сцене. Мне кажется, стоит задуматься. Как минимум, не все подряд выставлять в социальных сетях.
Каждый актер, играя определенную роль, делает это с помощью тех качеств, которые уже есть изначально в нем самом. Вы согласны с этой мыслью?
Я согласна с этим высказыванием. Расскажу про Якоба Морено – это очень известный психолог. Его книга «Психодрама» начинается с того, что он рассказывает об актрисе, которая выходила на площадку и играла лирических героинь. Она всегда играла принцесс, сказочных нимф. Такая была нежная, хорошая. И режиссеры из раза в раз продолжали утверждать ее на такие роли. И как-то раз муж этой самой актрисы обратился к Якобу Морено и сказал, что у них в семье огромная проблема. Реальная огромная проблема, потому что, когда она после спектакля возвращается домой, этот образ мгновенно слетает.
Проще говоря, она практически превращалась в монстра. Постоянные скандалы, постоянные конфликты, истерики. И он говорит: «Я не могу, что-то надо с этим делать, иначе мы с ней разведемся». Он обратился к нему, как к психологу. Так как Якоб Морено параллельно занимался и режиссурой, и психологией, он решил использовать интересный метод.
Он начал работать с актрисой и давать ей роли, абсолютно противоположные ее амплуа. Давать ей роли жестоких женщин, роли, где нужно вытаскивать свое жесткое, эмоциональное нутро. Он попросил ее мужа фиксировать все изменения в семейной жизни и любимой девушке. И все колоссально изменилось. Она начала на репетициях и на сцене вытаскивать из себя весь негатив, эмоциональное напряжение. Она играла отрицательных персонажей, приходила домой, и там она была нежной и ранимой. Внутри каждого человека сидит огромное количество «Я». И в каждой героине есть что-то от нас самих.
На ваш взгляд, насколько для актера важна гармония с его персонажем? А если ее нет, стоит ли отказываться от роли?
Не всегда принятие роли происходит быстро. Есть такое понятие «роль на сопротивление». Даже в такой роли можно найти что-то своё.
Гармония важна. Отказываться… Отказываться ли, если нет гармонии? Не знаю. Когда режиссер назначил меня на роль Ханумы, я отказалась.
Я должна была играть Кабато. У нас сделали распределение, раздали тексты, сказали подучить, приедет режиссер, и тогда начнем работу. Я полностью выучила текст Кабато. Уже в голове себе придумала, какая она у меня будет. Я от эмоций уже не могла сидеть, мне хотелось встать и читать стоя.
В представлении большей части населения Ханума – не такая как я. И по возрасту, и визуально. Тогда у меня был большой внутренний протест. Я подходила к режиссеру и говорила, что это не моя роль. Я не могу ее играть, я не доросла до нее. На репетициях мне было сложно. Внутри между мной и Ханумой была стена. Но когда я поняла, что уже время премьеры, уже ничего не отложить и мне скоро выходить на сцену, я начала к ней примеряться. Вначале я выходила и играла. Просто играла и уходила. У меня сохранялось ощущение, что это не моя роль. Она стала по-настоящему моей только через год.
В каждом спектакле заложен определенный темпо-ритм. В «Хануме», например, он очень быстрый, а в «Соло для часов с боем» медленный. Какой ближе вам?
«Ханума» мне ближе. В «Соло для часов с боем» темпо-ритм плавный, размеренный. Я думаю, что мне нравится искать и находить себя совершенно в разных ритмах. Самый первый мой спектакль на сцене Тюменского драмтеатра – «Дуэль» по Чехову. И там все было, как у автора. Монологи тянутся, все так плавно, очень рассудительно. И я кайфовала в этом ритме. Очень любила роль Надежды Федоровны, потому что там можно было по-своему купаться. «Ханума» – это аквапарк, мириады брызг. А в «Дуэли» ты словно входишь в море – постепенно, плавно. В каждом ритме, в каждом стиле есть свое удовольствие.
Есть такая роль, по которой вы скучаете?
Да, Юленька из спектакля «Доходное место». Совершенно сумасшедшая роль. Она рождалась где-то за площадкой. И мы с партнером приходили и показывали то, что мы придумали. Режиссер говорил: «Да, да, да». Очень интересный опыт, я бы, конечно, хотела еще раз оказаться в этой роли.
Недавно в вашей семье произошло счастливое событие – рождение дочери. Это сильно повлияло на ваше творчество?
А знаете, ребенок показал мне, что творчество – это не самое главное. Оказывается, что в мире есть еще что-то гораздо удивительнее. Некоторые зрители отмечают, что после рождения дочери я стала мягче в каких-то ролях.
Насколько сложно возвращаться к работе после перерыва?
Я рано начала уходить со спектаклей. Врачи сказали, что была угроза и лучше поберечься. Многие актрисы признаются, что по возвращению из декрета было совершенно непривычно, такое ощущение чего-то другого, и ты в театре как инородное тело. У меня не было этого ощущения. Мне показалось, будто я совсем не уходила.
Вопрос, который можно воспринять совершенно по-разному. Ваша главная роль уже сыграна или она еще впереди?
Хочется надеяться, что впереди. Если мы говорим о театральной жизни. Если вопрос выходит за рамки театра, то, наверное, она только началась, и меня ждет еще много открытий (улыбается).
Насколько я знаю, вы вернулись еще не во все спектакли. Какие вы уже сыграли после декретного отпуска, а какие еще предстоят?
«Ханума» был первым спектаклем, в который я вернулась. Таких пока что четыре: я вышла на «Соло для часов с боем», на «Стасик, играй!», «Хануму» и «Мирандолину». После Нового года посмотрю, как дальше будут складываться обстоятельства, и постепенно продолжу возвращаться.
То есть в новогодней кампании вы не будете задействованы?
В сказках я не буду задействована, но вполне возможно, что буду в интермедиа. Там физически отлучиться от ребенка проще, потому что интермедиа занимает какой-то небольшой промежуток времени, минут 15 перед сказкой.
А когда актриса возвращается после перерыва, что происходит с теми, кто был введен в эти спектакли?
Вообще, конкретных правил в таких случаях нет, но у нас принято, когда актриса уходит в декрет или на больничный, по возвращению спектакль играется в параллель, то есть две актрисы – которая уходила и которая была введена. Но тут тоже зависит от ситуации. В «Соло для часов с боем» я одна играю, потому что Елена Цыбульская уже не служит в театре. В «Мирандолине» я играю одна, потому что туда не было ввода на период моего декрета, а все остальные, в которые я вернусь, мы в парах будем играть.
И это нормально, это естественно. Репертуар не может стоять, пока я занимаюсь другими задачами (улыбается). Это я еще вышла через 3 месяца, кто-то выходит через год. Это просто не логично, если репертуар будет простаивать. Спектакль должен жить. Безусловно, получается другой спектакль. Всегда, когда вводится другой актер, получается другой спектакль.
В прошлом году вы решили получить третье высшее образование и поступили на факультет психологии. На ваш взгляд, это будет полезно для профессии актера или больше планируете применять для семейной жизни?
Я перестала выходить на сцену, а ребенок еще не родился, вот тут и появилась психология. Я себя в детстве вспоминаю – не любила долгие летние каникулы. Зачем так много? Хочется что-то делать, как-то шевелиться. Просто сидеть дома мне не хотелось и пришла в голову мысль: а не пойти ли мне получить третье образование? Посоветовалась с мужем. Он сказал: «Если хочешь, иди, конечно».
Предпоследнюю сессию я сдавала уже на последних месяцах. А вот недавнюю уже с ребенком на руках. Мне кажется, образование психолога мне не только в профессии поможет, но и в принципе в жизни. Буду лучше и глубже понимать, как строятся взаимоотношения между людьми. Слушать и слышать. В общем, направлять свои новые знания на созидание.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И.Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.