Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
2019 год в России объявлен годом Театра, поэтому мы бы хотели побольше рассказать о нашем театре, его истории, становлении и развитии и продолжаем рубрику «Спектакли из прошлого». Сегодня о развитии театра в Тюмени в 1926 -1932-х годах.

В 1926 году критика в адрес Камерного театра стала приобретать более острые формы.

В номере «Трудового набата» за 16 сентября того же 1926 года П.Михайлович в статье «О театре в Тюмени» заявлял, что вообще городу нужен другой театр – с другим репертуаром и другими зрителем. Автор говорил о необходимости «орабочения» театра, приближения его к трудящимся – театр, по его словам, должен быть «видом культурного развлечения и отдыха трудового человека», «местом художественной пропаганды идей коммунизма способами сценического воздействия на психологию зрителя».

Видимо, критика, «утяжеленная» обвинениями в пренебрежении интересами «гегемона», сыграла свою роль.

Те, кто нес ответственность за работу театра, постарались заполучить на сезон 1926 -1927 годов самую сильную актерскую труппу за время существования Камерного театра. Из Ленинградского академического (бывшего Александринского) театра в Тюмень приехали актеры Саларов, Дымкосвкая, Реут, Виноградова, Вербинина, Дмитриев, Чернорудый, Баратова, Корвет.

На главные женские роли пригласили актрису бывшего московского Незлюбинского театра Галину. Из театра «Комедия» в Пассаже прибыл комик Новиков. Сохранился образец типового договора, который заключался дирекцией театра с каждым из приглашенных актеров.

Что касается оплаты труда, то за исполнение полей молодых героинь выдавался аванс в 180 рублей, комику – в 175 рублей, комичной старухе – в 130 рублей, героине-кокетке – в 300 рублей, герою-любовнику – в 500 рублей.

Открылся сезон спектаклем «Виринея» - инсценировку под тем же названием подготовила автор романа писательница Лидия Сейфуллина. Пьеса была вполне современной и имела большой успех в столицах – Москве и Ленинграде. Два дня подряд «при хорошем сборе» в ноябре шла в Камерном «Обнаженная» с Галиной в главной роли. Показали также «Обрыв» по Гончарову, «На дне» Горького, «Обезьяний суд», «Дочь генерал-губернатора», «Трильби» (в этом спектакле, кстати, принимал участие и Сабуров-Долинин) и др.

Однако профессионализм труппы не смог реабилитировать Камерный в глазах партийной прессы.

Вместе с тем в интервью, которое дал газете 3 сентября заведующий окрполитпросветом Прокофьев, говорилось, что в прошедшие июле-августе вопросу о судьбе Камерного театра «заинтересованными учреждениями» было посвящено восемь заседаний. В конце концов было решено провести ремонт театрального здания, а также отпустить театру зимний сезон 1927-1928 годов дотацию в размере 10 тысяч рублей.

Подобрали «идеологически выдержанную» труппу во главе с В.Н. Вольмаром, выступавшую до этого в Нижнем Тагиле, Свердловске, Оренбурге. Со многими артистами местный зритель уже знаком. Открылся сезон 14 октября спектаклем «Любовь Яровая» по пьесе К.Тренева.

Похвалы Таежного заслужили также актеры Потулов (в роли Шванди), Седов (Чирь), Синаков (крестьянин-солдат), Вольмар (в роли профессора), Далев, давший «правдивый тип Кошкина-бойца-революционера».

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.