Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
В 2018 году Тюменский Большой драматический театр отметил свое 160-летие. В этот знаменательный год мы хотим побольше рассказать вам о нашем театре, его истории, становлении и развитии. Сегодня о развитии театра в Тюмени в 1926 -1932-х годах.

В 1927 году в Камерном театре было введено в практику чтение перед спектаклем «рефератов», в которых объяснились смысл пьесы и ее идейная сущность. Под еще более жестким контролем партийно-советских органов оказалась работа Камерного театра после того, как в мае 1928 года при агитпропе ЦК ВКП (б) состоялось совещание по вопросам театральной политики. В принятой резолюции, в частности, говорилось, что необходима борьба «с низким уровнем провинциального репертуара», объясняемым «отсутствием планового руководства репертуаром, социальной разношерстностью зрителей и давлением мещанства.. недостаточно выдержанным подбором артистических трупп».

Следуя этой резолюции, Тюменский горком партии организовал обсуждение работы тюменского театра сначала в местной печати, а затем – в сентябре – на специальном партийном совещании. Поскольку в самом Камерном театре все же кое- что в нужном направлении было сделано, огонь критики оказался направленным на его филиал – летний театр-сад.

В зимний сезон в театре выступала труппа артистов драмы и комедии в составе 28 человек под управлением Л.М. Эльстона, в течение нескольких лет работавшая в ряде крупных центров Урала, в частности, в знаменитой Мотовилихе. Директор управления зрелищных предприятий Тюмени П.А. Губин заверил корреспондента «Красного знамени» (2 октября 1928 года), что «репертуар театральных постановок будет по возможности строго выдержан», с целью привлечения рабочего зрителя.

Репертуар труппы Эльстона в себя много произведений современных драматургов: «Рельсы гудят» З. Киршона, «Разлом» Б. Лавренева, «Мятеж» Д. Фурманова, пьесы Луначарского, «Мандат» Н.Р. Эрдмана. Последняя пьеса не оставила равнодушными зрителей, несмотря на то, что роль Павла Гулячкина, одного из тех, чьи мозги «нового режима не выдерживают», была исполнена плохо. Замечательный язык Эрдмана, остросатирические коллизии с интересом воспринимались публикой.

В конце 1920-х годов Камерный театр занимался обслуживанием производственных пунктов, организуя спектакли для рабочих в клубах. Это была все та же линия на приближение театра к рабочему зрителю. Так, 25 ноября 1929 года труппа городского театра показала спектакль «Штиль» в клубе железнодорожников.

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.