Отзыв театрального критика о спектакле "Молодость"

Поделиться
В Тюменском Большом драматическом театре стартовал 161-й сезон с показа спектакля "Молодость". И уже театральные критики спешат оставить свои рецензии.

Отзыв театрального критика Татьяны Николаевны Тихоновец о премьерном спектакле «Молодость» в Тюменском БДТ. Режиссёр- Данил Чащин. Орфография и пунктуация сохранены.

"Посмотрела вчера в Большом Тюменском драматическом театре спектакль Даниила Чащина "Молодость"по пьесе "Месяц в деревне", а точнее бы сказать "по мотивам". Пьеса довольно решительно переписана и сокращена до двух часов сценического времени. Это, на мой взгляд, самый лучший спектакль молодого режиссера, который впервые решился выйти в пространство большой сцены. Причем, огромной сцены тюменской драмы.

Это очень жестокий взгляд молодого человека на всех тургеневских героев, всех без исключения. Здесь никому не сочувствуешь. Особенно смешно и зло показаны Наталья Петровна и Ракитин. В исполнении Кристины Тихоновой и Сергея Скобелева это люди, которым уже по сорок, и которым любить-то уже поздновато. Уже как бы о душе пора подумать. Сорок - это очень точный водораздел. Помню, как в молодости мы с подругой издевались над тем, что наш начальник, которому было сорок два года, решил жениться. Нам это казалось совершенно диким. Ему уже помирать скоро, а он женится. В этом смысле взгляд на героев конечно, сильно спрямлен. Не будем вспоминать про "любви все возрасты покорны". Нет, не все, считает Чащин, и имеет полное право. Ну, ему еще десять лет осталось до возраста, над которым он смеется! Посмотрим, что он тогда будет думать.

Но благодаря этому взгляду в спектакле высветилась очень сегодняшняя тема - погоня за вечной молодостью. Все перезрелые дамы на экранах со своими молодыми избранниками, просто безумно влюбленными в них, все пожилые звезды, трясущие своими бицепсами, все эти онемевшие от ботокса физиономии, пожилые мужчины, бесконечно демонстрирующие свою спортивную форму - над всем этим успешным и богатым миром зло и умно посмеялся режиссер.

Действие разумеется, перенесено в наши дни и Наталья Петровна - богатая жена, для прихоти которой построен то ли санаторий, то ли пансионат для богатых друзей. И здесь все безумно озабочены своим здоровьем и своей формой. И Беляев в исполнении любимца тюменских зрителей Николая Аузина - не просто Колин учитель, а еще и фитнес тренер и аниматор. То в самый неподходящий момент явится супергероем, то Бэтменом. Выглядит совершенно по-идиотски, но видно, что старается. Аузин делает все это невероятно обаятельно и смешно. Кристина Тихонова играет женщину-хищницу, которая вдруг осознает, что она уже не может легко проскакать на тренировке, да и вприпрыжку побежать за Беляевым не очень получается.

Все здесь, включая мамашу Ислаеву (Татьяна Пестова), ужасно стараются выглядеть ловкими и легкими, только они с Ракитиным чужие на этом празднике молодости. И они тоже начинают свой бег. То с палками, то на велотренажере. Ох, как непросто пришлось артистам, чтобы доказать, что они эту тяжесть и усталость играют, а на самом-то деле - ого-го! И поскольку все они совпадают по возрасту с возрастом, заданном героям, то внутреннее драматическое напряжение пронизывает весь спектакль.

Благодаря этому решению открылось множество новых смыслов. Здесь очень тонко показано, как физиологична молодость. Сцена разговора Беляева и Верочки (очень хороша в этой роли Софья Илюшина) построена как жесточайшая по нагрузкам (Ну, это мне показалось может все и не так). И их сиюминутная тяга друг к другу - это абсолютно физиологический момент. Начали целоваться, потому что так наупражнялись, что это естественно переросло в поцелуй, да пожалуй, и в близость бы переросло, если бы не появление Натальи Петровны.

Никогда не видела такого нелепого, но и такого ироничного, и тонкого Ракитина. И никогда у меня не было такого острого чувства неприятия Натальи Петровны, разрушительницы и вампирши. Веселый, ловкий, тренированный, без единой мысли в голове Беляев в этом спектакле прекрасный провокатор для всех героев. Все женщины хотели его, а он, дурак, просто хотел подкормиться.

В первой части спектакля было очень смешно, а потом, как и заявлено в жанре (трагикомедия), все стало превращаться, ну если не в трагедию, то в жестокий фарс.

Много с чем в видеоряде спектакля я не согласна, и не все линии на мой взгляд, оказались убедительными и прочерченными до конца. Но спектакль этот очень современен. Он цепляет, раздражает, злит, радует и все эти чувства ты испытываешь практически одновременно. Спектакль еще только начинает свою жизнь, он еще наполнится смыслами. Желаю ему долгой молодости!

P.S. Кстати, в следующем году ожидаются гастроли театра в Перми. Надеюсь, тюменцы привезут его".

Тихоновец Татьяна Николаевна
Доцент Института искусства и культуры, заслуженный работник культуры РФ, Пермь.