Отзыв о спектакле Тюменского драмтеатра «Обыкновенное чудо»

Поделиться
Совет ветеранов, Союз журналистов Тюменской области и Ассоциация молодых журналистов региона при поддержке сообщества “Афиша Тюмень” и Тюменского концертно-театрального объединения реализуют проект «Мастер пера», в рамках которого ветераны тюменской журналистики посещают культурные мероприятия города и делятся своими впечатлениями в рецензиях.
Представляем вашему вниманию рецензию на спектакль “Обыкновенное чудо” от Людмилы Трепянской.

«Любовь сильнее смерти?». Ответить на этот вопрос пытается спектакль «Обыкновенное чудо», появившийся в афише Большого Тюменского драматического театра 11 марта нынешнего года.

Евгений Шварц работал над этой пьесой в течение 10 лет. Он записал как-то у себя в дневнике: «Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком».

Спектакль «Обыкновенное чудо» (первоначально пьеса называлась «Медведь») впервые был представлен зрителям в 1956 году на сцене московского Театра-студии киноактёра. Пьеса дважды — в 1964 и в 1978 годах — экранизирована. Чем же вызвана такая долгая сценическая судьба «Обыкновенного чуда?».

Знаменитый режиссер Николай Павлович Акимов писал, что «…на свете есть вещи, которые производятся только для детей. Другие фабрикуются только для взрослых. А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста…»

«Обыкновенное чудо» хорошо известно благодаря прекрасной экранизации Марка Захарова (1978 ). Это классика нашего кино. В этом культовом статусе фильма кроется главная проблема для театрального режиссера — неизбежность сравнение любого спектакля по этой пьесе с кино. Хотя это разные виды искусства, и каждый режиссёр имеет полное право на свою интерпретацию «Обыкновенного чуда».

Тюменскому зрителю пьесу Шварца представил режиссер-постановщик Георгий Сурков. «Обыкновенное чудо» – это игра в сказку, без которой не может обойтись даже самое прагматичное, жестокое и суетное время. Здесь есть и захватывающая интрига, и лирические сцены, почти трагические обстоятельства, а рядом – курьезные ситуации, легкость волшебных превращений и глубина проживаемых героями чувств.

Сохранена тема пьесы – напомнить человеку о волшебной силе любви, вдохновить зрителя не сдаваться в ее поисках. Хотя финал оказался для тюменцев неожиданным. Сказка осталась, а режиссерская трактовка и приметы современной реальности обостряют ее восприятие, доказывая, что каждый человек – сценарист собственной жизни.

Зрители не могут не сравнивать кино с пьесой, многие запомнившиеся фразы стали крылатыми. Поэтому трудная задача была у Сергея Осинцева (Король), Палача (Константин Антипин), Волшебника(Александр Тихонов), Хозяйки (Наталья Никулина), Первого министра (Александр Кудрин), Трактирщика (Сергей Скобелев).

Как всегда, самые выигрышные роли – у отрицательных персонажей. В сказке Евгения Шварца это Министр-администратор. Являя собой воплощение пошлости и прагматизма, он становится главным злодеем сказки. Неотразимый плут принимает картинные позы, потешно скрывается за спинами персонажей. Николай Аузин в роли Министра-администратора сорвал львиную долю аплодисментов. Артист продемонстрировал изумительный комедийный дар, безупречное владение пластикой.

Нетрадиционно воплощена роль Придворной дамы. Эта утонченная аристократка в трактовке Кристины Тихоновой превратилась в солдафона в юбке, что неожиданно создало комический эффект.

Волшебник (Александр Тихонов) вообще выглядит как наш современник в спортивной шапочке, джинсах и свитере. Его образ настолько узнаваем, что сумасбродные задумки волшебника объяснимы и оправданы ничем иным, как неизжитым мальчишеским любопытством и тягой к приключениям. Бессмертный чудак остался вечным озорником, ведь только непосредственность и отвага способны творить новое. Когда же появляется Медведь, одетый также современно, как и его создатель, становится понятно: превратив его в человека, Волшебник хотел не только пошалить, но и вернуться в молодость, еще раз повторить собственный путь любви. Именно этот путь привел его к счастью. Зная на собственном опыте, что любовь реальна и всемогуща, чародей ни на минуту не сомневался в хорошем исходе и потому не ставил собственной фантазии никаких ограничений: все равно добро победит.

Король Сергея Осинцева – не столько обаятельный тиран, сколько старик, не сумевший стать мудрым, и отчаянно сожалеющий, что не смог дать дочери чего-то самого важного. Он раздираем внутренними противоречиями из-за дурной наследственности. Артист для воплощения своего персонажа использует гротеск, юмор, богатую голосовую палитру.

И наконец романтичная пара, вокруг которой чудо, самое обыкновенное, и случилось – Принцесса и Медведь. Роль Принцессы исполняет Евгения Казакова. Роль задорная, легкая и звонкая.

Горячее желание одинокого подростка найти того, кто бы его понимал и целиком принимал, вдруг неожиданно и в полной мере сбылось; поэтому верится, что эта долгожданная любовь – настоящая, а не задуманная Волшебником. Детской непосредственностью объясняются и излишняя эмоциональность героини.

Взросление принцессы происходят стремительно: вот она разочаровывается в любви, и движения уже нет былой легкости.

Вот она решает отомстить любимому, предавая себя самое, и теперь уже окончательно теряет настоящее лицо. Свадебное платье есть, а фаты нет. Она не положена фальшивой невесте. Лживость происходящего подчеркнута костюмом.

Признание Медведя об истинной причине побега снимает с принцессы маску. Вот она уже неотвратимо умирает, но – снова настоящая, в полном понимании происходящего и с готовностью любить, невзирая ни на что.

Взросление девушки состоялось. Взросление Медведя также проходит стадии разочарования, озлобления, вызова, и даже перехода на другую сторону – сторону не верящих в любовь. Со словами «Идемте, друзья!» юноша с готовностью передает себя Охотнику.

Охотник и его Ученик (Сергей Кутькин и Григорий Филатов) не только сами не верят, но со своей готовностью убить Медведя жестко стоят на страже неверия в добро. Егору Медведеву удалось показать Медведя сдержанным и ранимым. Видно, что став человеком, он словно остался без кожи, привычный мир Медведя остался в прошлом, а здесь все другое – здесь любовь и предательство, обман и дружба. Здесь все намного сложнее.

Для оригинального воплощения на сцене ТБДТ истории любви Принцессы и Медведя, которые не могут быть вместе из-за того, что превращённый шаловливым волшебником в человека Медведь после поцелуя влюблённой Принцессы снова станет зверем, режиссёр привлёк мощные творческие силы. Композитор Алексей Сысоев намеренно не использовал музыку Геннадия Гладкова к фильму «Обыкновенное чудо». Музыкальная ткань спектакля оригинальна и только отзвуком идет прощальная тема на стихи Юрия Кима:

Давайте негромко, Давайте вполголоса, Давайте простимся светло. Неделя, другая, И мы успокоимся, Что было, то было, прошло.

Сказочную атмосферу создает наряду с музыкальным и художественное оформление. Это заслуга художника-постановщика Ольги Никитиной.

Костюмы, как и положено в сказке, перепутали время. Это и горностаевая мантия короля и строгий деловой костюм Придворной Дамы, и современные армейские ботинки и свитер Принцессы и Медведя.

В «Обыкновенном чуде» самым главным становится чудо победы любви над самой смертью. «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них», — восклицает Хозяин. Эти слова становятся самыми главными и важными в спектакле и приводят к сильнейшему по эмоциям безмолвному финалу.

По информации сайта:http://toptyumen.ru/

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор - Надежда Казначеева.