Скончался Эдуард Соболь.

Поделиться

Эдуард Григорьевич долгое время работал главным балетмейстером Тюменского драматического театра. Последней его работой в нашем театре был спекаткль "Мирандолина" в сентябре 2017 года.

Эдуард Григорьевич ушел из жизни 10 марта в 12 часов дня в г. Томске, где последние годы служил в драматическом театре.

Коллектив Тюменского БДТ скорбит вместе со всеми .
Светлая память Эдуарду Григорьевичу и глубочайшее соболезнование всей его семье, близким и поклонникам его таланта.
Берегите друг друга.

Краткая справка:
Эдуард Григорьевич родился в казахстанском Петропавловске, потом долгое время прожил и сформировался как личность в Свердловске. Окончив институт и отслужив в армии, он танцевал в театре музыкальной комедии. Интерес к театру у него возник ещё в детстве. Со студенческих времён он был связан с театром пластики, с драматическим театром, с театром эстрадных миниатюр.

Тюменская страница биографии Э. Г. Соболя началась с того, что его пригласили во дворец культуры «Строитель», позднее, в середине 1980 х годов, в его жизни возник театр «Февраль» в тюменской филармонии, которым руководил московский режиссёр А. Максимов.
С конца 1980-х начинается сотрудничество Эдуарда Соболя с театром драмы. Вместе с известным ленинградским театральным балетмейстером Кириллом Ласкари он работал над пластическим воплощением инсценировки М. Рощина по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке главного режиссера театра Александра Цодикова.
Соболь занимался с актёрами, а после отъезда мэтра заканчивал спектакль.
Первый опыт его работы в тюменском драматическом заметили. С тех пор более 20 лет Эдуард Соболь являлся постановщиком пластики и хореографии 65-и спектаклей тюменского драматического театра. Ему посчастливилось работать со многими замечательными мастерами и крупными режиссёрами и удивительными личностями, которые ставили спектакли в Тюмени – с В. Меньшовым, А. Горбанем, В. Е. Воробьёвым, О. Куликовым, А. Кацем. Э. Г. Соболю часто доводилось работать за пределами своего театра. Он ставил спектакли в Сургуте , Краснодаре и Кургане, Томске давал мастер классы в Америке.

Работа Эдуарда Григорьевича не осталась незамеченной и театральной критикой. Ещё в середине 1990 х В. А. Рогачёв восхищался тем, как «калейдоскопически менялась пластика, оригинальные пируэты и поддержки, созданные фантазией яркого таланта Э. Соболя» в спектакле «Non dolet» (реж. А. Ларичев), как в пушкинской дилогии «Станционный смотритель» и «Барышня крестьянка» (реж. Ларин) «в виртуозно отшлифованной» пластике Эдуарда Соболя, за весёлым иллюзионом бытия, «ещё сильнее бьётся боль за всех униженных и оскорблённых». Профессиональный зритель не мог не заметить, как балетмейстер «буквально напитывал пластикой каждый куб сцены». А сколько раз возникало впечатление, что вот оно – совершенство, что удивить чем то уже невозможно, но Соболь снова и снова, от спектакля к спектаклю превосходил самого себя (так писал В. А. Рогачёв, в частности, посмотрев спектакль «Контрабас»). Известный критик А. А. Шепелева из «Петербургского театрального журнала» признавала, что на «пиршестве театральности», каким ей представился тюменский спектакль «REVIZOR», балетмейстер Э. Г. Соболь – один из главных. «Спектакль, – писала она, – переполнен многолюдными танцами, и редкая драматическая труппа может похвастаться умением так слаженно двигаться, притом, что в общей ритмической картине балетмейстер каждому предназначает индивидуальную партию, продуманную, исходя из возможностей исполнителя. В результате актеры свободно чувствуют себя в любой музыке, а ее неимоверно много – от классики до попсы, и кажутся почти универсальными. Каждый из образов имеет свое пластическое решение» <...>. «Разумеется, – продолжала она, – удачное сценографическое и пластическое решение спектакля не стоит относить только на счет художника или балетмейстера. Разумеется, и тот и другой работали в союзе с режиссером. И всё же совершенно очевидно, что и А. Паненков, и Э. Соболь придерживались единства стиля и определенной логики. Э. Г. Соболя любили и ценили актёры, те, кого на каждой репетиции нового спектакля он как в младенчестве заново учил «ходить», ступать по сцене в новом для них образе. Его называли «абсолютно театральным человеком», «человеком театра, который знал и понимал в нём всё». Особый рассвет творчества Эдуарда Григорьевича пришелся на период команды Алексея Ларичева. "Эквус", Жажда над руч ручьем", "Гарольд и Мод", "Мамаша Кураж и ее дети", "Чума на оба ваших дома" и многие другие спектакли заметно отличались силным пластическим рисунком и индивидуальностью. Э. Г. Соболь преподавал в Тюменской государственной академии искусств и культуры (доцент кафедры хореографии), у него есть «настоящие ученики», но своим Учителем его считают не только они, но и многие из тех, кого он не учил специально, не принимал экзаменов, как полагается в школе. Это – актёры тюменского драматического театра разных поколений. Таким званием можно гордиться. Один из его учеников и последователей -Дмитрий Ефимов сегодня имеет свой театр , который уже 20 лет задает главный тон хореографическом искусству вТюмени и собирает аншлаги при любом количестве своих представлений.
Вся театральная Тюмень, зрители видевшие спектакли Эдуарда Григорьевича , его ученики, те кому довелось с ним работать, зрители в разных городах России, где до сих пор с успехом идут спекаткли с хореографией Эдуарда Григорьевича, его друзья и коллеги скорбят по ушедшему от нас прекрасному человеку и другу , который так много еще мог сделать для того, что бы мир вокруг стал прекрасней!